Попова Татьяна Владимировна
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [С] [С’] и буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с артикуляцией звуков [с] [с”]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [с] [с”]из слов. Подбор слов начинающихся со звуков [с] [с”]. Звуковой анализ слогов со звуками [[с] [с”]. Учить различать звук, слог, слово, предложение, определять их последовательность, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Буква С. конструирование и печатание буквы. Узнавание буквы С в словах. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги.
Публикация «Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте „Звуки [С] [С’] и буква „С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный момент.
В контейнере спрятаны небольшие предметы (свисток, соска, свинка, стаканчик).
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Ему в школе дали задание: выучить буквы и звуки, но один он не может выучить, поэтому обратился за помощью к вам, вы же тоже учите буквы и звуки. Поможете Незнайке?
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали. С какого звука начинается это слово?
1- й ребёнок. Я выбрала соску. Слово начинается со звука [с].
2- й ребёнок. А у меня свисток. В этом слове тоже первый звук [с].
3-й ребёнок. Я взяла стаканчик. Это слово начинается со звука [с].
4-й ребёнок. А я нашла свинку. В этом слове тоже первый звук [с].
Воспитатель. Все верно. А теперь разделите названия этих предметов на слоги.
1-й ребёнок. Сос-ка. Два слога.
2- й ребёнок. Свис-ток. Два слога.
3- й ребёнок. Ста-кан-чик. Три слога. 4-й ребёнок. Свин-ка. Два слога.
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с моими заданиями.
2. Игра «Подними семафор». Развитие фонематического восприятия.
Воспитатель. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
Дети. Звук [с].
Воспитатель. Давайте произнесем звук [с] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [с].
Воспитатель. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит
«мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть пре града из зубов. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Воспитатель. Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Воспитатель. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и опреде- лите: он звонкий или глухой.
Дети. Он глухой.
Воспитатель. Твердый или мягкий? Дети. Твердый.
Воспитатель. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Вы будете подни- мать семафоры, как только услышите звук [с].
Для упражнения предлагается следующий материал: с, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с; са, ту, шо, су, за, со, до; санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.
Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].
Воспитатель. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и син- теза.
Педагог убирает семафоры.
Воспитатель. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду пере- числять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С, а. Что получилось?
1-й ребёнок. Са.
Ло го п е д. Верно. Получи фишку. С, о. Что получилось? 2-й ребёнок. Со.
Ло го п е д. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок, нос, сани.
Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и на- граждает его наклейкой на тетрадь.
4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Сс. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Педагог раздает детям буквари.
Воспитатель. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочи- таю вам стихотворение к ней еще раз.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?
Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.
Воспитатель. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с’].
Воспитатель. Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]?
Дети. Сломались, остались.
Воспитатель. Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названия которых начина- ются со звука [с].
Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, ска- терть, стол, стул.
Воспитатель. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.
А в каком из этих слов есть звук [с’]?
Дети. Сосиски.
Воспитатель. Правильно. Какие вы внимательные! А теперь давайте почита- ем, что написано рядом с зелеными кружками.
1-й ребёнок. Са.
2-й ребёнок. Су.
3-й ребёнок. Со.
4-й ребёнок. Си.
1-й ребёнок. Сы.
2-й ребёнок. Усы.
3-й ребёнок. Оса.
4-й ребёнок. Осы.
1-й ребёнок. Сом.
2-й ребёнок. Сок.
3-й ребёнок. Сон.
/ 4-й ребёнок. Нос.
1-й ребёнок. Квас.
2-й ребёнок. Коса.
3-й ребёнок. Сода.
4-й ребёнок. Соки.
1-й ребёнок. Гуси.
2- й ребёнок. Хвост.
3- й ребёнок. Стог.
4- й ребёнок. Носики.
5- 1-й ребёнок. Оксана.
Воспитатель. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
1-й ребёнок. Стог.
2- й ребёнок. Коса.
3- й ребёнок. Носики.
Воспитатель. Что такое носики? Дети. Это семена клена.
Воспитатель. Теперь прочитайте предложения.
1-й ребёнок. У Оксаны коса.
2-й ребёнок. Оксана носит бусы.
3-й ребёнок. По мосту ходит кот.
4-й ребёнок. У кота усы.
Воспитатель. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внима- ние: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
Воспитатель. Отлично. Можете закрыть буквари.
Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.
5. Подвижное упражнение «На коняшке». Развитие подвижности, коор- динации речи с движением
Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать зна- комое упражнение.
Я несусь как вольный ветер, Самый быстрый я на свете. На коняшке я скачу,
Над дорогою лечу. Пролетают мимо речка, Поле, сад, в саду овечка. Я скачу, скачу, скачу, Обогнуть весь мир хочу.
Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.
Меняют направление движения.
6. Упражнение «Бабочка летает». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Педагог раздает детям светофорчики и шелковых бабочек.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам оп- ределять место звука [с] в словах. Определите место звука [с] в слове сова.
Дети кладут бабочек на зеленый прямоугольник.
Воспитатель. Верно. А теперь давайте определим место звука [с] в слове нос. Дети кладут бабочек на красный прямоугольник.
Воспитатель. Где же стоит звук [с] в этом слове? Дети. В конце.
Для анализа детям предлагается еще несколько слов (кусты, носок, пес, стол).
6- й ребёнок. Стог.
7- й ребёнок. Носики.
8- 1-й ребёнок. Оксана.
Воспитатель. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
1-й ребёнок. Стог.
4- й ребёнок. Коса.
5- й ребёнок. Носики.
Воспитатель. Что такое носики? Дети. Это семена клена.
Воспитатель. Теперь прочитайте предложения.
1-й ребёнок. У Оксаны коса.
2-й ребёнок. Оксана носит бусы.
3-й ребёнок. По мосту ходит кот.
4-й ребёнок. У кота усы.
Воспитатель. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внима- ние: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
Воспитатель. Отлично. Можете закрыть буквари.
Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.
7. Подвижное упражнение «На коняшке». Развитие подвижности, коор- динации речи с движением
Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать зна- комое упражнение.
Я несусь как вольный ветер,
Самый быстрый я на свете.
На коняшке я скачу,
Над дорогою лечу.
Пролетают мимо речка,
Поле, сад, в саду овечка.
Я скачу, скачу, скачу,
Обогнуть весь мир хочу.
Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.
Меняют направление движения.
8. Упражнение «Бабочка летает». Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Педагог раздает детям светофорчики и шелковых бабочек.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам оп- ределять место звука [с] в словах. Определите место звука [с] в слове сова.
Дети кладут бабочек на зеленый прямоугольник.
Воспитатель. Верно. А теперь давайте определим место звука [с] в слове нос. Дети кладут бабочек на красный прямоугольник.
Воспитатель. Где же стоит звук [с] в этом слове? Дети. В конце.
Для анализа детям предлагается еще несколько слов (кусты, носок, пес, стол).
Воспитатель. Молодцы! Никто не сделал ни одной ошибки.
Педагог убирает светофорчики и бабочек.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Воспитатель. Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.
Воспитатель. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква С — согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Воспитатель. А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул.
Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им по- мощь, если это необходимо.
Воспитатель. Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс
в воздухе.
Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.
Воспитатель. А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напи- шите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Педагог убирает тетради.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рас- сказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает де- ятельность каждого ребенка.