Валентина Крячкова
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Красавица матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Красавица матрешка»
Образовательные задачи:
• познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой - матрешкой;
• формировать умение различать матрешек по размеру;
• развивать речь, логическое мышление, активизировать словарь;
• формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
• закрепить умение украшать простые по форме предметы;
• развивать внимание, память, творческую активность;
• развивать умение фиксировать затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе „Красавица матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• воспитывать любовь и бережное отношение к народной игрушке, аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: ИКТ (презентация, иллюстрации с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки.
Раздаточный материал для каждого ребенка: шаблон с изображением фигуры матрешки, клей, кисточки, заготовки из цветной бумаги, угощение от матрёшки.
Логическая основа образовательной ситуации
Образовательная цель - Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Новое знание - Ответы на вопросы: когда появилась игрушка, почему ее назвали Матрешкой, как ее изготавливают.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать - Актуализировать знания детей о игрушках, расширять кругозор и обогащать словарный запас по средствам загадок
Причина затруднения - Не знаем историю возникновения народной игрушки Матрешки.
Цель деятельности детей по преодолению затруднения - Узнать историю, когда появилась, почему ее так назвали, как ее изготавливают.
Ход методической ситуации:
I. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для вас есть интересное предложение! Давайте поиграем! Согласны?
Коммуникативная игра.
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топать ногами)
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопать в ладоши)
А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)
И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбнуться)
- У меня для вас есть замечательный сюрприз! Хотите узнать какой? (Хотим)
- Сегодня, нам прислали видеописьмо! Посмотрим? Но, прежде, отгадайте от кого?
Вот прабабушка-игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у нее внутри
Есть еще похожих три.
Каждую мы открываем
И другую вынимаем! Кто это? (Матрешка)
- Молодцы! Вот от нее видеописьмо и пришло! Присаживайтесь!
Дети присаживаются для просмотра презентации «Красавица матрешка».
Слайд №1
Я Матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок
Всех вас в гости приглашаю,
О себе я расскажу, и подружек покажу.
Напою горячим чаем!
Вместе с вами поиграем!
II. Актуализация знаний
Дидактическая игра «Узнай игрушку с завязанными глазами»
Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и даёт ее в руки участнику - узнай!
Варианты игрушек: кубик, кукла, матрёшка, машинка, мячик, Чебурашка, пирамидка.
Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»
Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.
Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку»
Воспитатель раздает каждому по одной матрешке, внутри которой еще 2, приговаривает:
- Вот тебе, Наташа три матрешки, и тебе Сережа три матрешки, возьми, Алеша, три матрешки, Анечке тоже три матрешки и т. д.
Дети не соглашаются и говорят, что у них по одной матрешке.
Тогда воспитатель говорит о том, что у матрешки есть секрет.
- Отгадайте какой?
Дети обследуют матрешки, находят секрет, разбирают и собирают матрешек.
- Сколько матрешек я вам дала? (по одной)
- Теперь разберите матрешку.
- Сколько у вас матрешек? (по три)
- Артем покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?
- Эвелина, покажи мне матрешку поменьше?
- Коля, покажи мне матрешку самую маленькую.
- А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.
3. Затруднения в ситуации
Дидактические задачи:
закреплять умение видеть и принимать проблемную ситуацию.
- Замечательно, мы с вами поиграли, мы с вами знаем, что у матрешек есть секрет, что они бывают большие и маленькие. Скажите, а знаете ли вы как появилась на свет матрёшка? Если знаете, то расскажите. (Мы не знаем)
- А если мы чего-то не знаем, что нужно сделать? (Спросить у того, кто это знает).
- О чем мы спросим? (воспитатель помогает детям сформулировать вопросы)
Воспитатель говорит о том, что знает ответы на вопросы: когда появилась игрушка, почему ее назвали Матрешкой, как ее изготавливают.
IV. Открытие нового знания
Слайд №2
Когда появилась матрешка?
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшкой.
Слайд №3 Почему ее назвали Матрешкой?
Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать.
Слайд №4 Как ее изготавливают?
Русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью.
Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.
Физкультурная минутка
Цель: организовать активный отдых детей
Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)
Вы похожи словно сёстры (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)
V. Включение нового знания в систему знаний и умений
- Вот теперь вы узнали много нового о замечательной игрушке Матрешке.
Хотите стать настоящими мастерами и самим изготовить красавицу - Матрёшку. Давайте пройдем за столы в мастерскую и украсим матрешкам сарафаны.
Аппликация «Украсим матрёшкам сарафаны»
У воспитателя образец, он беседует с детьми, и выясняет, в какой последовательности будет выполняться работа. Во время самостоятельной работы, воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает приемы аппликации. Дети выполняют аппликацию под народные мелодии.
- Красавицы матрешки у вас получились. Молодцы! Давайте рассмотрим их и полюбуемся.
VI. Осмысление
Воспитатель собирает детей около себя.
- С кем мы сегодня познакомились? Кто прислал видеописьмо? Что нового узнали? Вам понравилось?