Боровкова Наталья Родионовна
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Народная игрушка — матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 183 Дзержинского района г. Волгограда
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Народная игрушка - матрешка»
Автор: Боровкова Наталья Родионовна
воспитатель первой квалификационной категории.
Волгоград, 2014
Вид занятия. Интегрированное
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Народная игрушка — матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Тип занятия. Художественная деятельность.
Тема занятия: «Народная игрушка - матрешка»
Возраст детей: 5-6 лет /старшая группа/
Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.
Предварительная работа:
• Знакомить детей с разными видами росписи (гжель, хохлома, дымка, городецкая роспись)
• Рассматривание альбома «Декоративно-прикладное искусство»
• Чтение и заучивание стихотворений о русской матрешке.
Материал:
демонстрационный
• Русские - народные костюмы.
• Разные виды матрешек, дымковские игрушки, хохломские изделия и др.
• Стол с самоваром, глиняные горшки, деревянные ложки и др.
• Русская народная музыка.
раздаточный
• Плоскостное изображение матрешки.
• Гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Словарь:
• Расписная матрешка деревянная, игрушка - неваляшка.
Педагогические задачи:
Задачи обучения.
• Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством.
• Продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки - матрешки, её характерными особенностями.
• Побуждать детей к росписи плоскостного изображения (матрешки, выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие.
Задачи развития.
• Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя свою точку зрения.
Задачи воспитания:
Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы.
Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу- труженику, чувство гордости за свою страну.
Дети проходят к «уголку», оформленного, как русская народная ярмарка. Стоят столы покрытые красивыми расписными скатертями. Стол с глиняными горшками и деревянными ложками, самовар. На другом столе расположены дымковские игрушки, хохломские изделия, городецкая роспись и др.
Вос-ль:
- Посмотрите, ребята, куда мы с вами попали. А оказались мы на русской ярмарке, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.
Входит под музыку Скоморох (его роль исполняет ребенок).
Скоморох:
- Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,
Добры молодцы, красны девицы.
Здравствуйте, гости и гостьюшки!
Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Наш товар посмотрите,
Задаром купите.
А мы за просто так
Вам все покажем!
Мальчишки и девчонки,
Не стойте в сторонке!
Глаза пошире открывайте,
Ярмарку начинайте!
(С помощью Скомороха и воспитателя дети берут со столов изделия народно прикладного искусства, заранее разложенные. Дети садятся на стулья.)
Вос-ль:
- Ребята расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства – дымковской игрушке, хохломских изделиях, городецкой росписи и др.)
Вос-ль:
- А нашей ярмарке была еще одна игрушка. (Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных») :
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки –
Деревянные игрушки?.
Вос-ль:
- А вы ребята знаете, как такую куклу зовут? (Ответы детей.)
Вос-ль:
- Кто же матрешку такую придумал? Кто из вас дети знает?
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне: 100 лет
Вместе с ванькой - встанькой как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемности и страсти.
Истинную русскую красу.
На щеках навел ее румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
- Ну, иди, гуляй теперь по свету,
Веселя себя, честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере - творце.
И. Кадухина
Вос-ль:
Дуйте в дудки, бейте в ложки:
«В гости к нам идут матрешки!»
Ножки деревянные,
Матрешечки румяные.
Входят матрешки под музыку.
Матрешка (девочка) :
Я тетушка Матрешка,
Несу грибов лукошко,
За мой родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они Матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Вос-ль:
- Здравствуй, тетушка Матрена! Как сама, жива – здорова?
- Все бы ничего, да потеряли мы в лесу меньшую нашу куколку Матрешеньку-милешеньку.
Матрешки плачут.
Вос-ль:
- Да нет же, нет! Вот она, смотри!
Матрена :
- Вот радости-то! Вот счастье-то! Спасибо вам, люди добрые, за помощь, за поддержку.
Матрешки (вместе) :
- Мы на радости такой.
И попляшем и споем!
Матрешки танцуют. Дети водят хоровод.
Воспитатель расставляет всех матрешек на столе.
Вос-ль:
- Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудрица Даруму. Э то была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще. (Показывает матрешку.)
- С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, а у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой - яблоки на переднике.
- Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника.
- Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.
- Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (Ответы детей.)
- Самый походящий материал для изготовления матрешки – сухая липа и береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале самая маленькая неразъемная куколка. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти-двенадцати куколок.
- А как вы думаете, почему они такие гладкие? (Ответы детей.)
- Правильно, их обрабатывают шкуркой, а затем расписывают.
- Кто расписывал эти игрушки? Какие цвета использовали художники? (Ответы детей.)
- Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи – хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали на ярмарках, базарах.
Рассматривание матрешек различных видов.
- Почему матрешки не пачкаются и рисунок не стирается долго? Правильно, их покрывают лаком, потому они так блестят и долго сохраняют яркий рисунок.
- Чем отличаются матрешки друг от друга? ( Ответы детей: рисунком, видом матрешки.)
- Самые известные матрешки изготовляются в городах Семенове и Загорске.
- Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир.
- Давайте и мы с вами сегодня украсим наши матрешки, чтобы подарить их своим друзьям и близким.
Звучит русская народная мелодия. Дети украшают плоскостное изображение матрешки под музыку. По ходу рисования подсказываю, как держать работу и поворачивать при нанесении узора; обращаю внимание на ритмичность узора, выбор цвета. После окончания росписи предлагаю детям поместить своих матрешек на полочку красоты.
Вос-ль:
- Посмотрите, какие красивые у нас получились матрешки.
Анализируем работы.
Вос-ль:
- А теперь приглашаем в гости «матрешек», которые приготовили для нас сюрприз.
Дети пляшут и поют песню «Матрешки».
Скоморох и матрешки прощаются и уходят.
Список литературы:
1. А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва; Просвещение, 2006.
2. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва; ЦГК, 2004.
3. Народная культура и традиции : занятии с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.