надежда ефимова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы» в старшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей возрастной группе
«Гласные звуки и буквы»
Цель: закреплять знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (А, О, У. И, Э, Ы)
Задачи:
Развивающая:
• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
• Развивать мелкую моторику, координацию движений;
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Образовательная:
• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.
Воспитательная:
• Воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.
Темочки:
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование. Видеопроектор, ноутбук. Карточки с гласными буквами
(А, О, У. И, Э, Ы, красный карандаш на каждого ребенка; мячики-ёжики на каждого ребёнка. Буквы -пазлы (гласные буквы, раскраски с гласными буквами. Магнитная доска на ней прикреплена схема с условными знаками заданий (Загадки -, испорченный телевизор – телевизор, рассыпались буквы -картинка с пазлами и т. д).Смайлики (весёлый, грустный, задумчивый)
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку.
Ребята, мне на почту пришло электронное письмо. Это мне написал наш знакомый друг. Он живет в волшебной стране знаний. Друг приглашает нас к себе в гости. Согласны отправиться к нему в гости? Дети соглашаются.
Педагог:
Давайте скажем заклинания чтобы мы смогли попасть в эту волшебную страну
Если мы глаза закроем
и подсматривать не будем.
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем!
Дети открывают глаза.
На слайде появляется страна «Буквоград»
Следующий слайд
Появляется житель страны «Пишичитай»
Звучит аудиозапись
Приветствую вас мои дорогие друзья! Я пригласил вас всех в страну знаний. Надеюсь, вам очень понравится. О, какая это необыкновенная страна! В ней живут звуки и буквы. Буквы складываются в слоги, а слоги соединяются и образуют слова, а слова составляют волшебные предложения. Когда вы научитесь читать, узнаете обо всём на свете! Многие ребята побывали в этой стране и многому научились. Сейчас они уже выросли и учатся в школе. Я, знаю, что вы очень умные и трудолюбивые, и уже изучили некоторые гласные звуки и буквы. Сегодня я приготовил для вас интересные задания. если вы будите слушать внимательно все задания, и стараться выполнять их. Я, уверен, у вас всё получится. И вы порадуйте меня своими знаниями и умениями!
Педагог: ну что, порадуем нашего друга Пишичитай, покажем какие вы умные и старательные?
Дети соглашаются.
Основная часть:
Первое задание.
Загадки
Что за звуки
Словно песни
Нет преграды на пути
Голосисты как артисты
Ты их в слове назови
Педагог:
Ребята о каких звуках говорится в загадке?
(О гласных)
Сейчас, ребята надо будет отгадать загадки, которые нам приготовил Пишичитай. А отгадками будут картинки, которые появятся на слайде, если вы правильно отгадайте загадку.
После того как вы отгадаете загадку, вы должны определить на какой звук начинается слово- отгадка и показать карточку с буквой которая соответствует этому звуку. Карточки лежат у вас на столе. (Дети отгадывают загадку, определяют первый звук в слове и находят карточку с буквой которая соответствует этому звуку)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везет, как грузовик!
(Ослик)
Очень я люблю водицу
На земле мне не сидится,
Люблю крякать и нырять,
В небе я люблю летать.
(Утка)
Бежит свинка,
Стальная спинка,
Льняной хвостик,
Всех одевает, а себя никогда.
(Иголка)
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо)
Мы спросили у синицы,
Мы спросили у совы,
Не смогли они придумать
Нам слова на букву (Ы)
Следующий слайд появляется на экране смайлик. На слайде написано
Молодцы! С заданием справились!
Задание 2
Педагог:
Ребята у Пишичитай сломался телевизор!
Что же делать, как же быть?
Как нам звуки возвратить?
Чтобы звуки спасти,
Нужно их произнести.
Кто сумеет, кто споет,
Звуки верно назовет?
Педагог артикуляционно произносит звуки дети произносит их в слух.
А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).
Задание 3
Педагог: Ребята следующее задание такое, у нашего друга Пишичитай рассыпались буквы. Он просит нам помочь. Собрать эти буквы. Поможем?
Дети собирают буквы - пазлы. Буквы, разрезанные на фрагменты. Нужно собрать букву. Все буквы разного цвета. Дети разбирают фрагменты. В зависимости у кого какой цвет, по цвету фрагмента образуются в подгруппы и собирают таким образом буквы. И называют её.
Педагог: Ребята, сейчас вы собираете эти буквы. Кому будет тяжело может взять и воспользоваться шаблоном. На этот шаблон можно накладывать фрагменты. (Шаблон целостный буква в сборе).
Дети собирают буквы из составных частей. После того как дети собрали буквы, называют буквы, которые они собрали.
На экране появляется надпись:
Молодцы! Появляется смайлик с лайком.
Педагог:
Ребята, наш друг Пишичитай приглашает на физминутку. Немного поразмяться.
Физминутка.
Мы знаем гласные звуки!
Вверх поднимаем руки, рот пошире открываем: «Ааа»
Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем: «Эээ»
Руки вытянем вперед и губы трубочкой вперед: «Ууу»
Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются: «Иии "
Руки назад и язык назад: «Ыыы»
Руки округляем, губы округляем: «Ооо»
Задание 4
Педагог:
Ребята у нашего Пишичитай ещё приключилась беда. На книжной полке завёлся жук буквоед. Он съел часть буквы. Пишичитай просит их заново написать. Но прежде, чем писать буквы он даёт нам один совет. Чтобы ручками хорошо писать, надо пальчики размять.
Давайте на нём разминать наши ладошки и пальчики. Повторяем движения вместе со словами, которые я буду произносить.
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
После выполнения упражнения с мячиком, дети выполняют задания. На листе изображены гласные буквы, у которых не хватает элемента. Дети должны дописать недостающий элемент у буквы красным карандашом.
Задание 5 «Кто больше»
Кто больше назовёт название овощей, в которых есть звук А (Картошка, капуста, репа, редиска, салат, петрушка, свёкла)
Кто больше назовёт животных, где есть звук О (Ослик, кошка, кот, лошадь, слон, волк)
Назвать домашних птиц, где есть звук у (курица, утка, гусь)
Следующий слайд
На экране появляется Пишичитай, он обращается к детям.
Дорогие ребята, я очень рад тому, что вы справились со всеми моими заданиями. Я желаю вам и дальше быть внимательными и старательными. Продолжайте изучать все звуки и буквы нашего родного языка. За ваше старания и умения я приготовил для вас подарок - раскраски с буквами. До новых встреч!
Слайд. Пишичитай исчезает.
Педагог:
Ребята нам пора возвращаться к себе домой. Поможет вернуться домой вот эта книга и заклинание.
Скажем заклинание. Раз, два, три волшебная книга домой нас верни! Дети закрывают глаза и произносят заклинание.
Рефлексия.
Педагог:
Ребята, вот мы и побывали с вами в волшебной стране. Познакомились с жителем этой страны Пишичитаем. Давайте вспомним какие задания вы выполняли. Вы видите, на доске схему и условные знаки заданий, которые вы выполняли. Выберите сейчас смайлик и прикрепите весёлый смайлик к заданию, которое вам больше всего понравилось. Если задание было для вас сложным прикрепите задумчивый смайлик. Если было неинтересным задание прикрепите грустный смайлик.
Дети прикрепляют смайлики.