елена болгова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе художественно-эстетическое развитие: Знакомство с романовской игрушкой
▼ Скачать
+ Заказать документы
Цель работы: развитие мелкой моторики рук детей через декоративно -прикладное искусство.
Задачи :
-дать представление о истории создания, характере и особенностях романовской игрушки.
-закреплять умения рассматривания и выделения элементов узора (полосы, борозды, точки) и росписи на объемной форме;
- совершенствовать движения кисти руки при рисовании ;
-развивать самостоятельность мышления детей,художественный вкус;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе художественно-эстетическое развитие: Знакомство с романовской игрушкой» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Романовские игрушки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Средства:
• мультимедийные – презентация;
• музыкальные – весёлые русские народные песни.
• оборудование – ИКТ; роспись романовской игрушки; заготовки романовских игрушек покрытые коричневой краской; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки №2, гуашь.
Предварительная работа:
рассказ воспитателя о происхождении романовской игрушки, рассматривание альбомов, картин о романовских игрушках; лепка из соленого теста романовских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о романовской игрушке. Группа оформлена под мастерскую романовских мастеров.
Ход ООД:
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Дети,что нового вы видите в нашей группе. Здесь расположились предметы старины. Вы видели где-нибудь такие предметы и у кого вы их видели. (ответы детей-в музее,на ярмарке, у бабушки). Это предметы промысла мастеров нашего Липецкого края – кружево, гармонь, валенки, посуда глиняная и берестяная, тряпичные куклы, глиняные игрушки. Все эти вещи изготавливали в старину,но и в наше время они используются в быту.
А я хотела вам рассказать одну притчу. В одном селе гончары придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни-романовская.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село- Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Одни делали из глины посуду, игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски — красно-желто-зеленая, могут присутствовать серебряные прожилки.
Элементы росписи просты и незамысловаты : бороздки, полоски, точки.
Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер –это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.
- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)
- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).
( Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).
- А подготовленная для росписи глиняная игрушка называлась заготовкой. Она была не раскрашена и мастера делали ее яркой и красивой.
Дети мы посмотрели много картинок, а сейчас пришло время дать отдых нашим глазам. Давайте сделаем гимнастику: посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.
-.Дети, а здесь я вижу интересную шкатулку. Давайте посмотрим что в ней лежит. (В шкатулке лежат 3D очки и записка).Здесь письмо от кого-то и очки. Интересно - что здесь написано, я прочитаю? «Дорогой, далекий друг! Жду тебя в гости! Мастер романовской игрушки.»
-Дети, какое странное и увлекательное приглашение, а вот очки здесь для чего лежат? Как вы думаете? (ответы детей - если их надеть то можно попасть в прошлое, для путешествия по времени). Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда надевайте очки и в путь.
-Как вы думаете, куда мы попали? Мы с вами в мастерскую романовской игрушки. Давайте поздороваемся с мастером и спросим : как его зовут,что он делает. Уважаемый мастер, здравствуйте, не могли бы вы рассказать о своем промысле.
Мастер: Я вовсе не мастер - а только подмастерье. Зовут меня Иваном. Я учусь лепить из глины. Мой мастер ушел домой,а мне приказал раскрасить к ярмарке все заготовки. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я один, а игрушек так много. Ох и попадет же мне от мастера!
- Дорогой подмастерье, мы с ребятами можем тебе помочь. Давайте все дружно возьмемся за работу и ты в срок все отдашь мастеру. Мы можем раскрасить барашков.
(Воспитатель подходит к мольберту с картинками элементов росписи)
- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера при росписи романовской игрушки? (Красного, желтого, зеленого, серебристого).
- Как, можно сказать про эти цвета? Это цвета какие? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).
- Какие элементы используются при росписи игрушек? (Бороздки, точки, полоски и т. д.).
-У меня есть один такой барашек. Полюбуйтесь, какой он веселый и нарядный. Как интересно изогнуты его рога и как украшена спина. Романовские мастера просто волшебники!
- Давайте представим, что у нас в руках кисточки и в воздухе прорисуем эти элементы: точки, бороздки- полоски рисуем сверху - вниз.
- В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку. Каждый из вас возьмет заготовку для работы.
Итак, проходите на свои рабочие места, но перед началом работы надеваем фартуки, как настоящие подмастерья. Садитесь удобнее и перед началом работы приготовим пальцы, сделаем пальчиковую гимнастику.
Гимнастика «Пальчики здороваются».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй,маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
- Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Не забывайте, что при работе рука опирается на локоть, кисточку держим тремя пальцами, выше металлической части. Выполняем движения кистью руки.
(Самостоятельная работа детей за столами).
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.
- Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.
- Какая из них вам нравится больше всего? Почему? (выслушиваются ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете из чего можно слепить игрушки в наше время? (Пластилин, соленое тесто.)
- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы детей)
Подмастерье:
-А я, ребята, купил бы все игрушки, потому- что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой. Большое спасибо за помощь. Приходите, т. е. прилетайте к нам еще. Прощайте (УХОД ЗА ШИРМУ)
- Прощай подмастерье! Спасибо за приглашение. Мы обязательно навестим еще. А теперь ребята и нам пора домой. Что нам нужно чтобы вернуться обратно? Надевайте очки и в путь! Вот мы вернулись обратно. Как интересно в гостях, но дома все же лучше. Вам понравилось путешествие? (Ответы детей.) Дети, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей) С кем познакомились? Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой, помощник мастера называется- подмастерье, кем мы с вами и были.
На ярмарке в старину любили играть в игры. Я знаю много таких игр.