Нонна Шконда
Конспект образовательной деятельности «Оренбург многонациональный»
▼ Скачать + Заказать документы
часть 1.
Задачи:
Образовательная : Познакомить с разными народами, населяющими Оренбургскую область. Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за свой город, поддерживать интерес к истории и культуре народов, его населяющих.
Развивающая: Развивать интерес к истории родного края, литературному наследию;
Воспитательная: Воспитывать чувство толерантности к людям разных национальностей.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Оренбург многонациональный“» размещена в разделах
Материал: мультимедийная презентация, атрибуты для подвижных игр.
Ход занятия
Мотивационно – побудительный:
- Ребята послушайте загадку
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Родина)
- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша Родина? (Россия.)
- Я предлагаю поиграть в игру «Закончи фразу»
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Мы живём в городе России… (Оренбурге)
Оренбург – это наша малая… (Родина)
Организационно – поисковый:
- Оренбург - наша малая Родина. Это центр области, самый главный и самый развитый город Оренбуржья.
-Наш город известен во всем мире. В нашей области выращивают пшеницу богатую белками (слайд1) добывают нефть и газ (слайд 2).
-Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки (слайд 3)
-Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей. (слайд 4)
Послушайте отрывок из стихотворения Татьяны Немковой
Оренбург
Испей воды колодезной глоток,
О брат мой, ты грузин или татарин,
Украинец, мордвин или болгарин,
В моём краю не будешь одинок.
Родная степь отыщет уголок,
И чай поставит, и похлёбку сварит,
И в бане огнедышащей напарит,
Плеснув воды горячей на полок.
Здесь все народы как семья большая,
И мы, совсем друг другу не мешая,
Живём спокойно рядом, бок о бок.
И непритворно любим мы друг друга,
И здесь, под лучезарным солнцем юга,
Слились навеки Запад и Восток.
- Назовите, какие вы знаете национальности?
(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.
- Сегодня я предлагаю поговорить о некоторых из них
Слайд 5
- Посмотрите, люди какой национальности изображены на слайде (русские)
Слайд 6 – 10
Русские люди Южный Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.
- Давайте рассмотрим русский национальный костюм. (Слайд 11 - 15)
Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.
Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
И так женская одежда – это ….(продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка) На ногах обычно носили лапти а в праздники сафьяновые сапожки.
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Картуз, колпак, шапки - треухи)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
Холодной зимой носили зипуны.
Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. На ногах носили лапти, сапоги, а холодной зимой валенки.
У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
-Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, зипун)
- Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.
-Какие русские народные игры вы знаете? (Колечко, краски, ручеёк)
- Давайте послушаем русскую народную песню «Пойду ли выйду ль я» и поиграем в «Ручеёк»
После игры дети садятся на свои места
Слайд 16
- Как вы думаете, люди, какой национальности изображены теперь на слайде. Это – татары. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. У них есть свой язык и вера. На территории Оренбургской области есть целые селения, где проживают одни татары.
Слайд 14 - 19
- Давайте рассмотрим татарский костюм
Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка».
- Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю.
Слайд 20 - 21
Чак-чак характерен лишь для татарской национальной кухни. Он является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах.
Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин.
- Ребята у татар, как и у других национальностей есть свои любимые праздники. Самым любимым праздником татар является «Сабантуй» Слайд 22
Послушайте стихотворение про этот праздник.
После сева летним днём Буген безде Сабантуй
Мы станцуем и споём Эшпереннен барын куй!
Веселись же и ликуй! Тузрек йегер мейданга
Это праздник Сабантуй Байрам башлана анда
- Вам понравилось стихотворение? Праздник сабантуй проводится под открытым небом, на него собирается много народа, они играют в народные игры и поют песни, устраивают скачки на лошадях, победитель получает приз – живого барана.
Слайд 23 - 30
- Ещё на территории Оренбургской области проживает очень много башкир - это очень гостеприимный народ
Послушайте легенду о происхождении этого народа
Происхождение Башкир
В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.
Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.
Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы – это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.
Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.
Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.
С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Южном Урале живут, их башкирами зовут.
Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта – это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре, очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.
Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.
- Давайте поиграем в башкирскую народную игру «Юрта» (Взявшись за руки, дети идут по кругу). В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.)
Слайд 31
Ребята давайте посмотрим видеоролик танца в башкирских национальных костюмах «Зарифа»;
Вывешивается картинка женского и мужского национального костюма
Слайд 32 - 33
Ребята у меня для вас есть видео письмо из Башкортостана, в нем моя знакомая воспитатель расскажет нам о башкирском национальном костюме. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).
Рефлексивно – корригирующий:
Слайд 34
На территории Оренбургской области можем встретить и чуваша, и украинца, армянина и казаха, немцев и прибалтийцев. Об их обычаях и культуре мы поговорим на других занятиях
Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Оренбуржья свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.
В согласии и мире живут, в обиду друг друга не дают.
— Дети, вы согласны с тем, что мы живём в согласии и мире? (ответы детей).
— Дети, кто из вас кроме русского языка знает языки других народов? (ответы детей).
— Дети языки народов Оренбуржья изучайте, свои край прославляйте.
Презентацию к этому занятию можно посмотреть и скачать с сайта нашего электронного музея " Путешествие по родному краю: интересно обо всём" https://electronicmuseummdoau45.tilda.ws