Получи документы

Конспект образовательной деятельности «Оренбург многонациональный»

Нонна Шконда
Конспект образовательной деятельности «Оренбург многонациональный»
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1.

Задачи:

Образовательная : Познакомить с разными народами, населяющими Оренбургскую область. Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за свой город, поддерживать интерес к истории и культуре народов, его населяющих.

Развивающая: Развивать интерес к истории родного края, литературному наследию;

Воспитательная: Воспитывать чувство толерантности к людям разных национальностей.

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Оренбург многонациональный“» размещена в разделах

Материал: мультимедийная презентация, атрибуты для подвижных игр.

Ход занятия

Мотивационно – побудительный:

- Ребята послушайте загадку

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

(Родина)

- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша Родина? (Россия.)

- Я предлагаю поиграть в игру «Закончи фразу»

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Мы живём в городе России… (Оренбурге)

Оренбург – это наша малая… (Родина)

Организационно – поисковый:

- Оренбург - наша малая Родина. Это центр области, самый главный и самый развитый город Оренбуржья.

-Наш город известен во всем мире. В нашей области выращивают пшеницу богатую белками (слайд1) добывают нефть и газ (слайд 2).

-Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки (слайд 3)

-Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей. (слайд 4)

Послушайте отрывок из стихотворения Татьяны Немковой

Оренбург

Испей воды колодезной глоток,

О брат мой, ты грузин или татарин,

Украинец, мордвин или болгарин,

В моём краю не будешь одинок.

Родная степь отыщет уголок,

И чай поставит, и похлёбку сварит,

И в бане огнедышащей напарит,

Плеснув воды горячей на полок.

Здесь все народы как семья большая,

И мы, совсем друг другу не мешая,

Живём спокойно рядом, бок о бок.

И непритворно любим мы друг друга,

И здесь, под лучезарным солнцем юга,

Слились навеки Запад и Восток.

- Назовите, какие вы знаете национальности?

(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.

- Сегодня я предлагаю поговорить о некоторых из них

Слайд 5

- Посмотрите, люди какой национальности изображены на слайде (русские)

Слайд 6 – 10

Русские люди Южный Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.

- Давайте рассмотрим русский национальный костюм. (Слайд 11 - 15)

Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

И так женская одежда – это ….(продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка) На ногах обычно носили лапти а в праздники сафьяновые сапожки.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Картуз, колпак, шапки - треухи)

- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Холодной зимой носили зипуны.

Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. На ногах носили лапти, сапоги, а холодной зимой валенки.

У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)

-Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, зипун)

- Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.

-Какие русские народные игры вы знаете? (Колечко, краски, ручеёк)

- Давайте послушаем русскую народную песню «Пойду ли выйду ль я» и поиграем в «Ручеёк»

После игры дети садятся на свои места

Слайд 16

- Как вы думаете, люди, какой национальности изображены теперь на слайде. Это – татары. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. У них есть свой язык и вера. На территории Оренбургской области есть целые селения, где проживают одни татары.

Слайд 14 - 19

- Давайте рассмотрим татарский костюм

Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка».

- Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю.

Слайд 20 - 21

Чак-чак характерен лишь для татарской национальной кухни. Он является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах.

Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин.

- Ребята у татар, как и у других национальностей есть свои любимые праздники. Самым любимым праздником татар является «Сабантуй» Слайд 22

Послушайте стихотворение про этот праздник.

После сева летним днём Буген безде Сабантуй

Мы станцуем и споём Эшпереннен барын куй!

Веселись же и ликуй! Тузрек йегер мейданга

Это праздник Сабантуй Байрам башлана анда

- Вам понравилось стихотворение? Праздник сабантуй проводится под открытым небом, на него собирается много народа, они играют в народные игры и поют песни, устраивают скачки на лошадях, победитель получает приз – живого барана.

Слайд 23 - 30

- Ещё на территории Оренбургской области проживает очень много башкир - это очень гостеприимный народ

Послушайте легенду о происхождении этого народа

Происхождение Башкир

В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.

Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы – это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.

Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.

Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.

С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Южном Урале живут, их башкирами зовут.

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта – это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре, очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.

- Давайте поиграем в башкирскую народную игру «Юрта» (Взявшись за руки, дети идут по кругу). В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.)

Слайд 31

Ребята давайте посмотрим видеоролик танца в башкирских национальных костюмах «Зарифа»;

Вывешивается картинка женского и мужского национального костюма

Слайд 32 - 33

Ребята у меня для вас есть видео письмо из Башкортостана, в нем моя знакомая воспитатель расскажет нам о башкирском национальном костюме. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).

Рефлексивно – корригирующий:

Слайд 34

На территории Оренбургской области можем встретить и чуваша, и украинца, армянина и казаха, немцев и прибалтийцев. Об их обычаях и культуре мы поговорим на других занятиях

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Оренбуржья свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.

В согласии и мире живут, в обиду друг друга не дают.

— Дети, вы согласны с тем, что мы живём в согласии и мире? (ответы детей).

— Дети, кто из вас кроме русского языка знает языки других народов? (ответы детей).

— Дети языки народов Оренбуржья изучайте, свои край прославляйте.

Презентацию к этому занятию можно посмотреть и скачать с сайта нашего электронного музея " Путешествие по родному краю: интересно обо всём" https://electronicmuseummdoau45.tilda.ws

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект образовательной деятельности на тему «Мой дом, мое село»Конспект образовательной деятельности на тему «Мой дом, мое село» Ход образовательной деятельности: 1)Вводная часть На столе стоит домик, накрытый тканью. Дети с воспитателем подходят к столу, воспитатель.

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Конспект образовательной деятельности «Защитим наш дом от огня» (5–6 лет)Конспект образовательной деятельности «Защитим наш дом от огня» (5–6 лет) Программное содержание: Цель: формировать у детей навыки осторожного обращения с огнем и ответственное отношение к выполнению правил пожарной.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Мой город-Оренбург»Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Мой город-Оренбург» Тема: «Мой город - Оренбург» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Задачи: образовательные: • Уточнить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности «В гости к бабушке Федоре» Возраст воспитанников: дошкольный возраст (4-й год жизни); Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная; Образовательные области:.

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Оренбург многонациональный»
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 08:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Оренбург многонациональный»» (включая файлы) размещена пользователем Нонна Шконда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД