Светлана Шабалина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Путешествие на самолёте. Звуки [з]-[з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности (подготовительная логопедическая группа). Учитель - логопед : Шабалина Светлана Витальевна.
Тема: «Звуки З-Зь. Путешествие на самолёте».
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе „Путешествие на самолёте, Звуки [з]-[з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Темочки
Цели: 1)Обогащение представлений о транспорте, развитие моторики, речевых навыков. 2) Закреплять правильное произношение звуков З. - Зь. в речи, развитие фонематического восприятия. 3) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4) Развитие связной речи: составление сказки по плану – схеме.
Оборудование: зеркала, предметные картинки животных и птиц на звуки «З-Зь», паровозик с тремя вагонами, картинки: лес, зоопарк, звуковые символы (квадраты синего, красного, зеленого цвета); план - схема рассказа, звездолет, человечки космоса, картинки: изюм, зефир, земляника, роза, буква «З», пластмассовые пробки синего цвета.
Ход занятия: 1. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Мы с первым пальцем - малышкой
В трамвайный парк пойдём пешком.
С другим - поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С третьим - сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвёртым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись - ка, пятый, в самолёт,
С тобой отправимся в полёт. (Произнося предложение - загибаем пальчики на руках.)
2. Речедвигательный тренинг. Физминутка.
Летит самолёт высоко- высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
Лётчик за кругом делает круг.
Ему самолёт и товарищ, и друг!
На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал - и закончен полёт.
Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
-Дети, на какой планете мы живём? (на Земле). Кто мы? (земляне.)
3. Объявление темы занятия. Сравнительная характеристика звуков З. - Зь.
- Давайте ещё раз произнесё м вместе слова: земля, земляне. Какой первый звук вы услышали в слове «земля, земляне»? (Зь.) Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Зь». Как мы произносим звук «Зь» : губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Расскажем, какой это звук? Звук «Зь» - согласный, звонкий, мягкий. У него есть братик - звук «З». Произнесите звук «З». Расскажите, какой это звук? Звук «З»- согласный, звонкий, твёрдый.
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звуки «З. - Зь».
4. Знакомство с буквой «З». Образование прилагательных.
-Дети, вы сейчас смотрели в зеркало и произносили звуки «З. - Зь». Как вы думаете, что находиться за зеркалом? Ответы детей. За зеркалом находится страна «Зазеркалье».Это волшебная,чудесная страна, в которой живут буквы. И одна из них хочет с вами познакомиться. Угадайте, кто она? Она очень любит завязывать узелки, зашнуровывать завязочки, закручивать завитушки, смотреть на себя в зеркало. Повторите, что она любит? Узнали? Это буква «З». Буква «З»-согласная, её мы будем обозначать синим квадратиком (показ буквы). Послушайте, какая она по характеру: звонкоголосая, задорная, заботливая, воздушная, задиристая, задавака, зловредная. Повторите, какая буква «З» (ответы детей). Выкладывание буквы из синих пробок. Давайте поздороваемся с буквой «З» : здравствуйте, будьте здоровы, будьте любезны, зайдите, пожалуйста.
5. Закрепление звуков «З. – Зь» в словах. Определение позиции звуков в слове.
Самолёт наш снова летит, летит.
В нем мотор гудит- гудит: з-з-з-з-з. (Дети совершают воображаемый полёт, произнося звук «З»).
Усвоение категории творительного падежа существительных:- Над чем пролетает самолёт? ( выставляются картинки: лес, зоопарк) Самолёт пролетает над лесом, над зоопарком.
-Прибыл поезд для зверей и птиц. (Дети садятся за столы) В поезде поедут животные, в названии которых есть звуки «З-Зь». Назовите картинки. (На столах разложены предметные картинки) : зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза, зяблик, поползень, коза, бизон, змея, фазан. В первом вагоне поедут животные, в названии которых звуки «З-Зь» находятся в начале слова, во втором - «З-Зь» находятся в середине слова, в третьем - звуки «З-Зь» находятся в конце слова.
Дети размещают животных по вагонам. Назовите те слова, в которых звук «З» произносится твёрдо. Назовите слова, в которых звук «З» произносится мягко.
6. Звуковой анализ и синтез слова «Коза». Деление слова на слоги.
Повторите за мной скороговорку: Идёт коза. Растёт лоза,
Густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза: - Не для меня ли это? (хоровое и индивидуальное произнесение) Обозначим звуки в слове «коза» квадратиками. Называем звуки, определяем какой это звук : гласный или согласный и кладём квадратик. Скажите, сколько звуков в слове «коза»? Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных звуков? Какие? Назовите 1,2,3,4 звук в слове. Сколько слогов?
7. Сочинение сказки с использованием плана - схемы. Жил-был звук «З». Он отправился в путешествие на звездолёте к звёздам, а вместе с ним и мы – земляне, дети Земли. Звездолёт прилетел к Звезде, на которой живут звё здные дети: проказник Зеник, задира Зоник, зазнайка Зуник, подлиза Зуся, заботливый Зон и злюка Аза. А у нас есть такие дети? Зеник залез в звездолёт. Что может произойти? Угостим звё здных детей вкусными подарками: изюмом, зефиром, земляникой. А девочкам подарим розы. Все счастливы и веселы. А Зеник вернулся домой.
8. Образование сложных слов. Игра в мяч. Везде ходит- вездеход, к звёздам летает- звездолёт, бензин возит- бензовоз, молоко возит- молоковоз, мусор возит- мусоровоз, лес возит- лесовоз, цемент возит- цементовоз, звёзды падают- звездопад, воду возит- водовоз.
Рефлексия: Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу. Вы все молодцы-умницы! Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Наши гости тоже очень довольны и благодарят вас за вашу работу.