Светлана Мещерякова
Конспект образовательной деятельности «Наши истоки» Тема: «Путешествие по Реке Времени» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности "Наши истоки"
Составили: воспитатель Пинская И. Н. и муз. рук. Мещерякова С. Г. д/с №2 "Дюймовочка". г. Шарыпово. март 2015 год.
Тема : «Путешествие по Реке Времени»
Цель:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Наши истоки“ Тема: „Путешествие по Реке Времени“ Видео» размещена в разделах
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, ознакомление с народным творчеством и традициями русского народа.
Задачи.
Обучающие:
-учить детей узнавать и называть элементы русского народного костюма, материал, из которого он был изготовлен, способы украшения костюма.
- учить передавать через движение характер музыки, её эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
- совершенствовать музыкальный слух через прослушивание новых песен;
- закрепить навык исполнения песен «ансамблем»;
- учить детей четко артикулировать во время пения; согласовывать
текст песни с движениями.
Развивающие:
- Развивать у дошкольников самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности, умение выделять главное, зарисовывать ответ и делиться полученными знаниями со сверстниками.
- Способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей воспитанников, обогащению словаря детей.
-Формировать исполнительские навыки в области пения, музыцирования, движений.
-Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
-развивать связную речь детей, пополнить словарный запас словами: «кушак», «картуз», «кокошник», «праздник Сороки», «заклички».
Воспитательные:
- Воспитывать духовные и нравственные качества личности, любовь к Родине.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уважение к традициям и культуре русского народа.
- воспитывать чувство гордости за свою Родину и любви к людям.
Оборудование: книги с русскими народными сказками, мнемотаблицы описания персонажа, карточки к дид. игре «Подбери кокошник к сарафану», карточки для деления на микрогруппы, телевизор для просмотра презентаций, ростовые куклы, русская печь, изображение «Реки времени», лента, два картуза, жаворонки из теста.
Предварительная работа: чтение народных и авторских сказок, разучивание распевки «Лиса и птичка», заучивание закличек о весне, русских народных песен, игр, хороводов; составление описательных рассказов, с использованием мнемотаблицы; продуктивная деятельность на тему : «Любимый сказочный герой», «Раскрась сарафан»; дидактические игры «Угадай кто я?», «Путешествие во времени», «Загадки - отгадки», «Что из чего?»,. Словесные игры: «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом?». Беседы на тему: «Русские народные праздники», «Обряды и традиции». «В какие игры играли на Руси?». Решение проблемных ситуаций : «Из каких элементов состоит русский народный костюм?»
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в нарядный музыкальный зал.
Воспитатель: посмотрите ребята, какое здесь солнышко. Как можно сказать про солнышко, какое оно? (яркое, лучистое, весеннее).
Воспитатель: а здесь течет река, да непростая, а волшебная. И называется она «Река Времени». Посмотрите, какая в реке вода? (чистая, прозрачная, быстрая). Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени.
Вы знаете, в каком веке мы живем?
А вы хотите совершить путешествие в прошлое? Что вы хотите узнать о жизни людей в старину.
Дети: какая у них была одежда, какие обычаи и традиции были у русского народа, в какие игры играли.
Воспитатель: Как мы можем об этом узнать?
Дети: посмотреть в книгах, в Интернете, спросить у взрослых.
Воспитатель: А я предлагаю вам совершить путешествие по «Реке Времени». Хотите?
Закрывайте глаза, повторяйте за мной слова, и мы перенесемся в прошлое.
Ты катись, катись река,
Вдоль крутого бережка,
Нас водою закружи,
В прошлое перенеси.
Звучит таинственная музыка с журчанием воды, дети под музыку выполняют музыкально-ритмические движения (хороводный шаг по кругу, кружение «лодочкой», ходьба змейкой, «ладонь к ладони»).
Воспитатель: вот и оказались мы в далеком прошлом. Ребята, что мы с вами видим? (печка, куклы: девочка и мальчик). А знаете, вы, как звались в старину девочки и мальчики? Девочку звали «девица», мальчика – «молодец». Значит, теперь вы стали девицами и молодцами.
Воспитатель: а вот и послание для нас.
Детям предлагаются карточки с изображением солнца, веточки вербы, жаворонка. Дети берут по одной карточке и делятся на подгруппы.
Воспитатель: - давайте разделимся на команды и найдем ответ на вопрос, какую одежду носили жители Руси:
1-я команда будет искать ответ в книгах
2-я команда рассмотрит одежду на куклах и расскажет об этом.
3-я команда спросит у гостей.
И постараются ответы зарисовать.
На выполнение этого задания я даю вам три минутки.
Команды представляют полученный ответ.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю послушать Арину и Арсения, они искали ответ на эти вопросы дома с родителями.
Представление детских проектов «Что такое кокошник»
«Что такое картуз»
Воспитатель: одним из важных элементов русского костюма был головной убор. В каждом поселении был свой женский головной убор, украшенный по особенному: вышивкой, лентами, бусами. Сейчас мы посмотрим презентацию.
Просмотр презентации «Русский кокошник».
Воспитатель: предлагаю ребята вам поиграть.
Д \и. «Подбери кокошник к сарафану»
Детям даются картинки сарафанов и кокошников разных цветов и. отделки, им необходимо подобрать их по цвету и отделке.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и помогли подобрать нарядные кокошники к сарафанам. Еще мы знаем, что делали предметы костюма
из разного материала.
Д\ игра «Что из чего?
Сарафан из шелка – шелковый
Рубашка из атласа – атласная
Бисер из стекла – стеклянный,
Рубаха изо льна – льняная
Бусы из жемчуга – жемчужные
Лапти из лыка – лыковые
Сапоги из кожи – кожаные
Кушак из шерсти – шерстяной
Воспитатель: А вы, знаете, ребята, куда же так красиво одевались девушки и молодцы? (на праздники)
- а какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Пасха, Иван-Купала)
Воспитатель: а знаете вы ребята такой праздник Сороки Святые? (нет)
Вот послушайте: Давным – давно, у русского народа существовала вера в то, что в марте, в день весеннего равноденствия из теплых стран прилетают 40 птиц, поэтому называли этот день «Сороки святые».
Муз. Руководитель: «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили люди. А еще считалось, что прилетевшие издалека птицы приносят с собой «заветные золотые ключи», которыми надо отпереть подземелье, где томится красавица Весна. Прилетят птицы, и закончится долгая зима, будут они гнезда вить, да птенчиков выводить.
В этот день хозяйки пекли из теста «жаворонков» из разной муки, с распростёртыми крылышками, как бы летящих. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого выбегали с ними на пригорки, за околицу и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали заклички, весну закликали - звали.
Воспитатель: давайте посмотрим, как закликали весну в старину.
Просмотр презентации «Обряд закликания Весны».
Муз. Руководитель: а вы знаете какие-нибудь заклички?
Дети:
Жаворонушки – перелетушки,
Прилетите к нам! УУУУУУ!
Весну красну, весну ясну,
Принесите нам! УУУУУУ!
Муз. Руководитель: давайте послушаем песню «Ой, весна». (аудиозапись)
- определите характер музыки? Припева, куплета?
- куда в конце фразы припева, мелодия уходит – вверх или вниз? (мелодия идет вверх)
- понравилась вам песня?
- хотите ее разучить?
- А что бы ее правильно спеть, нам нужно подготовить свой голос.
Упражнение для артикуляционного аппарата «Лягушка и пузыри»
Распевка «Лиса и птичка» А. Евтодьевой.
Педагог обращает внимание детей на правильное интонирование средних и высоких звуков.
Разучивание 1 куплета песни «Ой, весна».
Муз. Руководитель: а еще в старину во время праздников молодцы и девицы любили играть в разные игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Сорви Картуз».
Правила игры: дети стоят в кругу, двое играющих выходят в середину круга, на головах у них картузы, одна рука за спиной. Нужно одной рукой снять картуз с головы партнера.
Муз. Руководитель: А еще я предлагаю поиграть в «Ручеек».
Правила игры: ведущий стоит с лентой в руке лицом к детям. Дети встают в ручеек, произносят слова:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ленту обронила.
Первая пара проходит через ручеек и встает в конце ручейка.
1-2, не воронь,
беги, как огонь!
Дети бегут, кто быстрее возьмет у ведущего ленту.
Кто взял ленту, тот становится ведущим. А дети, образуя пару, встают в конец ручейка.
Воспитатель: вам понравилась ребята эта старинная русская игра? Ой, ребята, мы с вами забыли про Ваню с Маней. Давайте посмотрим что они делают. (Подходим к печке, там лежат печеные «жаворонки»). Тогда давайте и мы с вами закличем Весну:
Весну красную закликаем
С солнышком, с ручейками
С песнями, журавлями… ууу.
А вы знаете, куда ручейки впадают? (в реку). Вот и наш с вами ручеек прибежал к «Реке Времени», нам пора возвращаться.
Закрывайте глаза, повторяйте за мной слова, и мы перенесемся в настоящее время.
Ты катись, катись река,
Вдоль крутого бережка,
Нас водою закружи,
В наше время нас верни.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
(Держит в руках веточку вербы, предлагает передавать ее по кругу и отвечать на вопросы)
Что нового вы узнали?
Узнали вы что-нибудь, чего не знали раньше?Что вам понравилось больше всего? Кто из вас может сказать, что я здорово потрудился? (если вы так говорите, значит должны сказать, что именно вы сделали).