Елена Есикова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие на ковре-самолёте»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Путешествие на ковре-самолёте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Я всегда считала это направление главным в своей работе, ведь иначе не вырастить, не воспитать достойного ЧЕЛОВЕКА. С годами и люди и дети очень изменились, другими стали общечеловеческие ценности, появилось много жестокости и равнодушия. Сама очень люблю историю, и эту любовь стараюсь привить детям через занятия, игры, фольклор.
Программное содержание:
•Расширить и углубить знания об истоках России – древней Руси, опираясь на полученные ранее знания.
•Формировать элементы исторического мышления, активно развивать познавательные способности и интересы.
•Формировать грамотную, правильную речь, уважение к слову, расширять и обогащать словарный запас. Учить активно, использовать в речи художественное слово.
•Учить отчетливо, произносить слова и словосочетания, пользуясь интонационными средствами выразительности.
•Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение и любовь к нашим предкам.
•Воспитывать душевную отзывчивость, желание прийти на помощь, действовать смело, сообща, дружно.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы: Л. Борзова «история России для детей»;
•М. Дударев «складчина» - ополчение Минина и Пожарского;
• Заучивание стихотворений: Ф. Глинка, Т. Курбатова, Е. Санин, Н. Никитин;
•Разучивание и объяснение пословиц и поговорок.
Словарная работа: князь, царь, поляки, памятник.
Материал:
• Записи: звон колоколов – «набат и праздничный», гимн России, русская народная песня «Во поле березка стояла»;
• иконы, посуда, монеты и др. ;
• игрушки: мечи, топорики;
•презентация «матушка-Москва».
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках – полукругом)
Воспитатель : - 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник: «День народного единства»
- Как вы думаете, что это за праздник? (ответы детей)
Этот праздник пришел к нам из далеко-давних времен
- Хотите узнать его историю? Тогда нам нужно совершить путешествие на ковре – самолете и перенестись из России в Древнюю Русь. Станем в круг, возьмемся крепко за руки, закроем глаза и дружно скажем: «На ковре – самолете летим сквозь века,
Чтоб увидеть землю в старинные года»
1 ребенок: (Слайд№2)
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы,
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы
2 ребенок:(Слайд №3)
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
3 ребенок: (Слайд №4)
На твоих церквях старинных,
Вырастают, купала
Глаз не схватит улиц длинных
Это – матушка – Москва!»
Ф. Глинка
4 ребенок: Москва – всем городам голова. Москва – сердце Руси.
Воспитатель : - Объясните эти пословицы? (ответы детей)
(Слайд №5) У Москвы было много врагов, которые сжигали, грабили и разрушали нашу столицу, мучили русских людей, увозили их в плен. Так вот, есть такое государство Польша, и живут в нем народ – поляки. Захотели они землю русскую захватить и своего царя поставить. А зачем русским – польский царь?
5 ребенок: (Слайд №6)
Черной тучею над Русью пронеслась беда,
Вражья сила осаждала наши города,
Черным вороном кружилась над родной землей,
Солнце красное закрыла черной пеленой
Т. Курбатова
(звучит колокольный звон – набат)
Воспитатель : (Слайд №7) Колокольный звон созвал всех людей в главную церковь, к ним обратился с призывом, купец Кузьма Минин:
6 ребенок:
Люди добрые, беда, собрала нас всех сюда
Надо воинов искать и Москву освобождать,
Все, что есть мы, отдадим, войско быстро снарядим
И от злого ворога Русь освободим.
Воспитатель : Весь народ отозвался на призыв купца Кузьмы Минина. Люди приносили все что имели: серебряную посуду, иконы, украшения, последнюю копейку, на святое дело.
(Дети несут пожертвования и читают стихотворения)
7 ребенок:
Широко ты Русь по лицу земли,
В красе царственной развернулась!
8 ребенок:
У тебя ли нет, богатырских сил
Старины святой, громких подвигов.
9 ребенок:
Уж и есть за что, Русь могучая
Полюбить тебя, назвать матерью!
10 ребенок:
Встать за честь твою, против недруга
За тебя в бою сложить голову.
Н. Никитин
Воспитатель :(Слайд №8) Снарядили войско, и командовать над ним поставили князя Дмитрия Пожарского:
11 ребенок:
Русь святая. Стяг со Спасом
Звон кольчуги, блеск копья
Щит и лук, колчан с запасом
В бой! – За отчие края!
Е. Санин
(Мальчики идут по кругу, выполняя упражнения с мечами).
Ходьба по кругу, держа меч перед собой за рукоятку двумя руками.
1. Перестроение из круга в две колонны.
2. И. п. ноги на ширине плеч, меч внизу, хватом сверху за концы. 1- Меч вверх, посмотреть на меч. 2- и. п.
3. И. п. тоже, меч над головой. 1- наклон вправо. 2 – наклон влево.
4. И. п. тоже, меч впереди. 1 – присед, меч вверх. 2 – и. п.
5. И. п. тоже, меч впереди, хватом сверху за рукоятку. 1 – поворот кистями вправо. 2 – тоже налево.
6. Перестроение в колонну по одному с мечом в руках.
7. Бег прямым галопом, меч на правом плече.
Воспитатель : Войско двинулось к Москве, по дороге к нему присоединялись люди со всех русских сел и городов – отовсюду, где прослышали о славном походе. (Слайд №9) Целых два месяца народ возглавляемый Мининым и Пожарским, сражались с польскими войсками за Москву. И была жестокая битва, много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили – поляки бежали из Москвы. А вскоре был избран царь – Михаил Романов. (Слайд №10)
12 ребенок:
Живи земля! Не поддавайся грусти
Не умирай в огне и под пятой
Святи, земля тебя, назвали Русью-
Враги и те зовут тебя Святой!
Е. Санин
(Звучат праздничные колокола)
Воспитатель : С победой вступило русское войско в разоренную Москву. Люди с радостью обнимали друг друга и благодарили своих героев, которые защищали землю русскую. Берегли родную землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березоньке белой.
(Девочки заводят хоровод «Во поле береза стояла»)
Да, «русский ни с мечом, ни с калачом не шутит». Врагов себе русские люди не искали, а друзьями дорожили. (Слайд № 11) Увековечил народ имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского – защитников земли русской. Они объединили – собрали русский народ воедино. (Слайд №12) В Москве на Красной площади им поставлен памятник с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия», чтобы люди русские, мы с вами не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской!
В конце нашего путешествия, хочу напомнить вам завет: «Любите друг друга, не бросайте никого в беде и тогда Россия будет единой!». А сейчас прослушайте гимн России.
(Звучит гимн России)