Гульсум Дусмаганбетова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Расскажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай мне попробовать, и я научусь
(древняя китайская пословица)
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) „Музыкальная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.
Задачи:
• Образовательные : учить детей устанавливать причинно-следственные связи, способствовать формированию у детей познавательного интереса, закреплять элементарное представление о природе возникновения звуков.
• Развивающие: развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания.
• Воспитательные: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Мотивация деятельности детей : предложить детям помочь сказочному профессору найти потерянные им ноты, при этом предупредив, что ноты можно разыскать только в ходе научных музыкальных исследований.
Оборудование: 3 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – гитара, бумага (калька, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, карандаш, 8 одинаковых сосудов из стекла, сосуд с водой, стеклянные палочки, коврики, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», применение ТСО: музыкальный центр, мультимедийное оборудование.
Словарная работа: музыкальные и немузыкальные звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор; колебание; волна; материалы сосудов: стеклянный, металлический, пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше.
Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», В. Селиванов «Шуточка», С. Рахманинов «Итальянская полька», Н. В. Куликова «Лист календаря».
Ход совместной деятельности:
Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук.
(На экране слайд презентации)
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.
Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.
(На экране возникает слайд с фотографией учёного)
Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)
Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.
(На экране появляется фотография научной лаборатории.)
Педагог: - Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории.
- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы?
Дети: - Это люди, которые пишут музыку.
Педагог: - Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда! Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки, и теперь музыка у него никак не пишется.
(На экране появляется картинка с изображением сказочного композитора.)
И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того, чтоб найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Что же это?
Дети: - Звуки.
Педагог: - Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.
(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)
Педагог: - Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?
Дети: - Радостное; грустное; хорошее; удивительное; музыкальное…
Педагог: - Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем за каждым из 3-х столов все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста.
(На экране появляется изображение пустого нотного стана)
Педагог: - А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят настоящие ученые, и приступим к исследованиям.
(Дети надевают накидки и шапочки)
Педагог: - Ну что ж, дорогие коллеги, вы готовы? Для того, чтобы работа наша стала успешной, предлагаю подготовиться! Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть! Мы с вами будем искать звуки, а пока попробуем найти их у себя, произнести их.
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой
Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: гитара, листы бумаги (по количеству детей)
Дети садятся за первый стол.
Педагог: Итак, коллеги, кто может сказать, откуда рождается звук? На этот вопрос нам поможет ответить первый эксперимент.
Каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Педагог: - Что произошло? Почему звук прекратился?
Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Педагог: - Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
Дети: - Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Педагог: - Ребята, мы сейчас извлекали звук из музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа бумаги? Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с листом бумаги?
Дети: - Дрожит, колеблется.
Педагог: - Как прекратить звук?
Дети: - Остановить колебания листа рукой.
Педагог: - Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда лист бумаги дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание листа бумаги пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
Дети: - На волну.
Педагог: - Совершенно верно. Звук – это волна. Давайте, используем эти волны в создании бумажного оркестра!
«Бумажный оркестр»
В. Селиванов «Шуточка»
Педагог: - Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора! Поздравляю вас, коллеги, с первой победой!
(На экране появляется первая нотка.) Звучат фанфары.
Педагог: Поздравляю вас с первой победой, коллеги!
Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.
Дети проходят за второй стол.
Педагог: - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?
Дети: - Пластмассовый.
Педагог: -Затем подошел к другому, постучал (деревянный)
- К третьему (стеклянный)
- К четвертому (металлический)
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.
(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?
Дети: - Различные предметы издают различные звуки.
Педагог: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от того, из какого материала он сделан. Ребята, давайте при помощи разных предметов озвучим интересную историю про зайца-трусишку.
Дети: - Давайте!
Сказка-шумелка «Заяц-трусишка»
(с применением мультимедийного оборудования)
Педагог: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора!
(На экране появляется вторая нотка). Звучат фанфары.
Эксперимент 3 - Поющая вода
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки
Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды.
Педагог: - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
Дети: - Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.
Педагог: - Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?
(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Педагог: - Что вы можете сказать об услышанных звуках?
Дети: - Звуки звучат одинаково.
Педагог: - Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?
Дети: - В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды.
Педагог: - Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 8 сосудам.)
Педагог: - Дети, что вы сейчас можете сказать о звуках.
Дети: - Звучание разное.
Педагог: - Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам.
Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?
Дети: - Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные.
Педагог: - Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.
(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
Педагог: - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Дети: - Звук постепенно уходит вниз.
Педагог: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - Звуки можно извлекать из предметов и изменять.
Педагог: - Какие звуки мы извлекали из сосудов?
Дети: - Разные по высоте.
Педагог: - Мы выяснили, что стеклянные звуки бывают разными по высоте и с помощью их разнообразия можно создавать мелодии, как на настоящих музыкальных инструментах. Вам бы хотелось сыграть свою мелодию? Давайте попробуем сыграть на стеклянных инструментах, как в настоящем оркестре.
Дети: - Давайте!
«Стеклянный оркестр»
«Итальянская полька» С. Рахманинов
Педагог: - Молодцы, ребята!
(На экране появляется третья нотка). Звучат фанфары.
Педагог: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашем нотном стане остались пустые места, чтобы найти оставшиеся ноты, я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что звучит»!
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
(с использованием мультимедийного оборудования)
Педагог: - Ребята, посмотрите, все угаданные вами звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане!
(На экране появляется слайд с оставшимися нотами, а затем картинка радостного сказочного композитора). Звучат фанфары.
Педагог: - Ребята, вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане!
(На экране появляется слайд с оставшимися нотами, а затем картинка радостного сказочного композитора).
Педагог: - Ребята, мы отыскали все нотки, и теперь наш композитор очень доволен! Давайте послушаем, что за мелодия получилась, благодаря нашей работе.
Педагог проигрывает на фортепиано полученную мелодию.
Педагог: Коллеги, не кажется ли вам, что эта мелодия нам знакома?
Дети: Да, это песня «Лист календаря»
Педагог: Правильно! Вот какую песенку мы сегодня спасли! Про осень! Давайте ее споем!
Песня «Лист календаря» Н. В. Куликовой
Педагог: - Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных, я вас с этим поздравляю! Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии)
Педагог: - Вы сегодня очень хорошо поработали, поэтому заслужили диплом за участие в нашей «Музыкальной лаборатории»!
Вручение диплома.
Педагог: - И завершить наше занятие я хочу стихотворением Андрея Усачева:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Педагог: - До новых встреч!
Использованные ресурсы:
Девятова Т. Н., Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-пресс, 2006 г.
Кочемасова Е. Е., Тютюнникова Т. Э., Откуда берётся звук? // журнал “Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
Авторская программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методическое пособие «Бим! Бам! Бом! Игры со звуками», 2003 г.
Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995 г.
https://mironova.ds-20balahna.edusite.ru
https://www.mirknig.com
https://www.maaam.ru/detskijsad/podgotovitelnaja-grupa-integrirovanoe-zanjatie-otkuda-beretsja-zvuk.html
https://festival.1september.ru/articles/586291
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой
(сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2008г.)
Листочки на ветках шуршали шшш- тихим голосом
Капельки в гости звали.
Капельки к ним прилетели
и звонкую песню запели.
кап-кап-кап—нисходящим звуком
От звона проснулся ветер
И разбудил всех на свете:
ууу - с изменением звуков, помочь
рукой
Кошку и с ней котенка, мяу – мяу - мяу
Спавшего в люльке ребенка, уа-уа-уа
Болотных зеленых лягушек ква-ква-ква
И даже ворчливых старушек. бу-бу-бу
Злую собаку, гав-гав-гав
Назойливых мух. з-з-з-з
Вскоре проснулся крикливый петух.
Звонко пропел он
ку-ка-ре-ку
И заблестела роса на лугу. о-о-о точечно, отрывисто
Солнышко тоже проснулось,
И ласково всем улыбнулось!
все запели «А»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Песня «Лист календаря» Н. В. Куликова
1. Осень, осень к нам пришла по календарю.
Вот октябрь подает руку ноябрю.
Припев: Кружится по воздуху желтая листва,
Вместе с нею кружится лист календаря.
2. Птицы к югу улетают в дальние края.
Грустный дождик поливает, слезы не тая.
Припев: Кружится по воздуху желтая листва,
Вместе с нею кружится лист календаря.