Мария Зайцева
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну настроений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, способности осознавать и контролировать свои переживания.
Задачи:
Обучающие:
• продолжать знакомить детей с понятиями: настроение, чувства, мимика,
• эмоции (грусть, злость, радость);
• способствовать развитию умения у детей справляться со своим эмоциональным состоянием разными способами, с помощью игровых приемов, упражнений;
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в страну настроений“» размещена в разделах
• развивать умение различать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств музыки и выражать данные эмоции в движении, мимике;
• продолжать развивать способность узнавать эмоции по сюжетным картинкам, смайликам.
• развивать мыслительные процессы: обобщение, анализ, воображение;
• способствовать развитию слухового восприятия музыки, умению музыкальной импровизации;
• развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам окружаю- щих людей;
• содействовать созданию комфортного психологического климата в группе, бодрого и радостного настроения;
• формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстни- ками.
Предварительная работа:
• чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», рас- сматривание иллюстраций к книге в группе вместе с воспитателем;
• просмотр художественного фильма «Приключения Буратино» совместно с роди- телями дома, обсуждение характеров героев сказки;
• знакомство с понятиями: настроение, чувства, эмоции, мимика;
• прослушивание музыкальных произведений разного эмоционального характера;
• индивидуальная работа с детьми: упражнение «Угадай эмоцию».
Интеграция областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое развитие.
Оборудование:
Мультимедийный экран, магнитофон, узкая ткань голубого цвета для ворот, моль- берт, корзина под мусор.
Демонстрационный материал :
Карточки-эмоции в виде «смайликов», муфта «Сердце дружбы» (изготовлено своими руками, слайды и изображением героев сказки : Пьеро грустный и с улыбкой (2 порт- рета, Карабас – Барабас злой и с улыбкой (2 портрета, Буратино, Мальвина, ворота вол- шебной страны.
Раздаточный материал:
Листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши, листы-раскраски «Золотой клю- чик» (талисман хорошего настроения).
Музыкальное сопровождение:
• Минусовка из кинофильма «Приключения Буратино»
• Григ. - Пер Гюнт «В Пещере Горного Короля»,
• И. Штраус Полька «Триктрак»,
• Летка-Енька (Минусовка «Детские песни»)
• С. Рахманинов «Итальянская полька».
Словарная работа: активизация слов (настроение, эмоция, грусть, радость, злость, талисман).
Ход занятия: Занятие проводится в музыкальном зале. Дети входят в зал парами, встают в круг. Воспитатель сообщает детям:
В страну настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться. С героями этой волшебной страны
На этом занятии встретимся мы.
Нас ждут приключения, сказка, игра, Задания разные друга из сказки.
Ну что, вы готовы! Тогда нам пора
Но прежде улыбку подарим друг другу. Воспитатель:
-Закрывайте дружно глазки, вмиг окажитесь вы в сказке (звучит красивая мелодия). Дети, глазки открывайте! Посмотрите на экран (на большом экране - ворота в волшеб- ную страну). Воспитатель предлагает пройти детям парами в ворота из ткани, кото- рую держат 2 взрослых. Дети присаживаются на стульчики полукругом.
- Вот мы и оказались в волшебной стране. Угадайте, в какую сказку мы попали? Нам угадать поможет музыка (звучит запись песни «Буратино» из к / ф «Приключения Бура- тино»).
- Это сказка про одного очень веселого мальчика, который хотел попасть в школу. Он был необычным. Вы его узнали? Ответы: Буратино. А кто же были его друзья? Пра- вильно, это Мальвина, Пьеро, Артемон, черепаха Тортилла). Я хочу пригласить вас к од- ному из героев этой сказки. Закройте глазки и послушайте музыку (звучит музыка груст- ная, подходящая Пьеро).
-Дети, что вы почувствовали сейчас? ( Ответы детей: плохое настроение, грустно, хо- чется плакать). Предлагаю вам встать и под музыку показать, как двигается этот герой (дети двигаются под музыку в соответствии с ее настроением).
- Вы узнали этого героя? Да, это Пьеро (на экране появляется грустный Пьеро). Воспитатель:
- Представьте, что вы – Пьеро. Вам тоже грустно, как и ему. Лицо грустное, настрое- ние тоже. Его эмоция – грусть! (дети изображают). Тяжело все время грустить, как же быть? Вам хочется помочь грустному другу? Сделаем вдох-выдох (3 раза). Улыбнемся друг другу (звучит приятная музыка).
Воспитатель:
-Ребята, а как можно поднять себе настроение, если грустно? ( Ответы детей: можно послушать веселую музыку, сказать друг другу добрые слова, порисовать, посмотреть мультфильм или просто обнять маму). Пьеро тоже иногда устает грустить, давайте по- дарим ему добрые слова, чтобы ему было веселее и у него появились новые друзья.
-Ребята, какие добрые слова вы подберете для Пьеро? ( Ответы детей: ты красивый, ты хороший, ты добрый, не грусти, давай поиграем). Я тоже предлагаю вам поиграть в игру
«Музыкальное зеркало»
В центр круга выходит 1 пара детей. Один ребенок показывает движение под музыку на месте. Второй – «зеркало» повторяет все его движения (как в отражении). Всего выходят 3 пары под разную музыку.
- Отлично! Больше нет грусти. Думаю, что Пьеро сказал бы, что ему с нами весело и интересно! Посмотрите, на экране наш Пьеро теперь улыбается. А нам нужно с ним попрощаться. До свидания! Нас ждет встреча с еще одним героем. Проходите на стуль- чики. Закрываем глаза и молча слушаем музыку (звучит музыка Грига «Пер Гюнт» «В Пещере Горного Короля»).
Воспитатель:
- Дети, что вы почувствовали? ( Ответы детей: страшно. боимся. хочется ударить). А сейчас встаньте, подвигайтесь, попробуйте изобразить в движении этого героя. К кому же мы попали? Вы узнали этого персонажа? Ответы: Это Карабас – Барабас (на экране появляется изображение Карабаса - Барабаса). Его эмоция – злость!
Представьте, что вы Карабас - Барабас. Вы стали злые. Сердитые, руки и ноги напря- жены, лицо исказилось от злости. Приятно быть злым? (нет). А иногда такое чувство бы- вает у каждого человека. Что же можно сделать. Чтобы ушла злость?
- Сначала сильно потопаем, потом громко похлопаем. А теперь подойдите к столикам. Возьмите листок бумаги и нарисуйте «каракули», потом разорвите ваш листок в мелкие клочья или просто сомните и бросьте в корзину (дети выполняют).
Воспитатель:
- А теперь давайте представим, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей (дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку). Медленно выдыхайте злость, чтобы образовался «злой» мыльный пузырь. Какой он стал большой. Он полетел вверх. Все выше-выше. Он становится все меньше и меньше и совсем исчез. Можете сделать другой «злой» пузырь и подождите, пока он тоже улетит. Вот подул ветерок и унес остатки всех «злых пузырей, которые были в этом зале. Теперь сделаем вдох-выдох (3 раза).
Улыбнемся друг другу Карабас – Барабас не хочет больше быть злым. Но он не знает, каким можно быть. Давайте ему поможем. Выберем положительные эмоции и подарим ему (дети выбирают «эмоции» - карточки в виде смайликов и размещают на моль- берте, называют каждую эмоцию). Молодцы! Попрощаемся с Карабасом - Барабасом.
Воспитатель:
- А теперь нас ждет встреча с еще одним героем. Садитесь на стульчики и закрывайте глаза. Слушаем музыку (звучит И. Штраус Полька «Трик-трак»). Ребята, что вы теперь почувствовали? ( ответы детей: веселье, радость, хотим смеяться, прыгать). Вы узнали этого героя? ( ответы: это Буратино). Да. Это Буратино. (Появляется на экране).
- Давайте расскажем, какой Буратино? (веселый, смешной, озорной). Давайте его под музыку изобразим. Его эмоция – радость!
Воспитатель:
- У Буратино есть подружка в сказке – Мальвина. Она такая воспитанная и добрая де- вочка, у нее много друзей и она очень не любит, когда дети ссорятся. Мальвина научила Буратино дружить и мириться. Она передала вам в подарок «Сердце дружбы» Кто с кем
Ключевые слова: метод проектов, технология, опосредованное влияние.
Аннотация: Приведен пример опосредованного влияния на педагогический коллек- тив для совершенствования воспитательно-образовательного процесса - с помощью ме- тода проектов. Раскрыты преимущества технологии. Опыт будет полезен начинающему старшему воспитателю для плодотворного планирования и реализации деятельности по самообразованию педагогов учреждения.
Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерно- стей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением - это зна- чит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив, а через него на вос- питательно-образовательный процесс для достижения максимальных результатов в вос- питании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.
В настоящее время моя основная деятельность - это работа с педагогическими кад- рами. На качество, результаты деятельности всего детского сада я как старший воспита- тель влияю опосредованно, через воспитателя. Ведь от того, на сколько, педагог
правильно владеет методикой организованной образовательной деятельности, методами и приемами общения, а также повышает свою профессиональную компетентность, зави- сит качество образования.
Актуальность представленной темы обуславливается несколькими причинами:
1. Масштабные изменения, реализуемые в системе образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических прак- тик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей детей, творческо-поисковый компо- нент.
2. Отличительной особенностью нашего Учреждения является относительно «моло- дой» коллектив педагогов, которые:
• только закончили образовательное учреждение;
• длительное время находились в отпуске по уходу за детьми;
• придя к нам, имели свой педагогический багаж, но в других сферах образования. И как следствие, все они имели не четкие представления о процессе работы над само-
образованием.
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах нашей огромной родины, насчитывается более сотни. Выбранная нами для решения про- блемы образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследователь- ских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной по- следовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично зна- чимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности [1].
В Учреждении реализуются следующие проекты:
1. «Мир на кончиках пальцев рук» - группа раннего возраста.
Цель: развитие сенсорных возможностей детей раннего возраста с помощью нетради-
ционных форм работы для стимулирования их речевой активности.