Наталья Зубрилова
Конспект образовательной деятельности по экологии «Путешествие на необитаемый остров»
Цель: Воспитывать у детей интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней.
Задачи:
1. Расширение представления детей об окружающем мире.
2. Формировать навыки практического взаимодействия друг с другом: умение сортировать, классифицировать;
3. Развивать речь воспитанников: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, классифицировать имеющиеся знания,
4. Активизировать мышление, воображение;
5. Воспитывать желание общаться с природой, познакомить с правилами поведения на природе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии „Путешествие на необитаемый остров“» размещена в разделах
6. Углубление и систематизация представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
7. Формирование ответственности за совершение разнообразных действий в окружающей действительности
8. Развитие логического мышления.
9. Воспитание у детей бережного отношения к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи.
10. Активизация познавательной деятельности детей через интеграцию образовательных областей.
Возраст детей: Интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной групп.
Образовательная область :
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие».
Форма проведения: совместная деятельность педагога-психолога с детьми.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, ноутбук, видеоролик «с высоты птичьего полета», аудиозаписи («взлет самолета», «пение птиц», «шум моря», видео слайды («необитаемый остров», «мусор на берегу»,
столы и стульчики по количеству детей (стульчики расставлены в два ряда, друг за другом (как кресла в самолете, между ними в один ряд - столы, заготовки из картона в форме бабочек с размазанным с одной стороны пластилином по количеству детей, разовые тарелочки с разной крупой (рис, гречка, полба, чечевица, половинки гороха, перловка, зерна кофе) по количеству столов, «мусор» (картонные стаканчики из-под мороженного, скомканные листы А5 с подписанным изображением съедобных и несъедобных растений, два «мусорных» ведра, гимнастические палки, мел или веревка (имитация берега, распечатанные и вырезанные «лица папуасов», ватные палочки (разрезанные пополам, заготовки из цветной бумаги для юбочек и перьев, клей, семена (рожь, овес, грунт для посадки, ватман с нарисованным «островом», вырезанные картинки по теме «остров» (солнце, облака, чайки, пальмы, бунгало, папуасики и т. д., карандаши, фломастеры.
Необитаемый остров
(Дети сидят на стульях).
- Представьте себе, что мы отправились на отдых, на необитаемый остров в Тихом океане. Вас ожидают белоснежные пляжи, жаркое солнце, соленый запах моря, крики чаек, спокойный отдых. Вы собрались в отпуск и купили билет на самолет. Оставив позади аэропорт «Толмачево» города Новосибирска, вы, наконец, оказались в кресле самолета. Пристегните ремни (дети и психолог имитируют пристегивание ремня). Ваше место рядом с иллюминатором. Полет предстоит долгий, и мы наблюдаем пейзажи, проплывающие за иллюминатором. (Видео презентация, слайды)
- Перед вами проплывают поля - темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые; высятся мощные горы – одинокие и целые горные массивы, также можно наблюдать реки – большие и маленькие – и озера, моря и океаны. Полет достаточно длительный, поэтому вы можете наблюдать и рассвет, и закат, а также просто облака и чудесное небо самых разнообразных окрасок.
- И вот сидя в кресле самолета вы случайно заснули (дети закрывают глаза, представляют бабочку, и снится вам во сне, что летите вы не на самолете, а на прекрасной бабочке, рассмотрите ее внимательно.
- А давайте сейчас с вами попробуем сделать сами таких же бабочек. Для этого я предлагаю вам украсить их крупой. (Педагог раздает детям заготовки бабочек и крупу).
И вот, наконец, мы видим в иллюминатор наш необитаемый остров! Вот он! (на экране слайд с изображением острова). Самолет совершает посадку. Отстегните ремни безопасности.
- Но вот беда! Так как остров совсем необитаем, на нем нет даже магазинов…
Все что у нас с вами есть – это то, что одето на нас и то, что волнами прибивает к берегу острова. Но, по-моему, это какой-то мусор (на экране слайд загрязненного берега). Сделав удочки из палок мы сейчас с вами попытаемся достать как можно больше: что-то нам обязательно сможет пригодиться для пребывания на этом острове. Удочек только 2, поэтому мы будем по очереди вылавливать предметы, передавая удочку по кругу. При этом в красное ведро мы будем складывать бумажные листочки, а в синее стаканчики.
Игра «Собираем мусор». На пол в круг вываливается куча мусора: стаканчики из-под мороженного, смятые листы «съедобное, несъедобное» (по количеству участников). Каждый участник вылавливает один предмет при помощи удочки и оставляет его себе, передает удочку следующему участнику, и т. д., пока не выловят все предметы.
Посмотрите, какие мы молодцы! Мы очистили море от мусора и приобрели целую кучу предметов, которые могут нам пригодится. Давайте каждый из нас возьмет из нашей кучи по скомканному листочку. Посмотрим, что это… Да, это какие то растения!
Несколько дней на острове нам надо чем-то питаться. На острове много растений, но какие же из них можно есть? Благодаря чьим-то заботам возле многих растений есть таблички с названиями. Посмотрите, что удалось найти. Как вы думаете, что из этого можно употреблять в пищу, а что категорически нельзя? Вам предстоит коллективно решить этот вопрос. Необходимо рассмотреть все позиции названий растений в списке и единогласным решением выбрать, что можно есть, а что нельзя. (Коллективное обсуждение).
- Что ж, как выжить несколько дней на острове мы с вами придумали. Но дело в том, что нам нужно лететь обратно домой… А кто же останется на острове? Я думаю, нам надо придумать способ, как нам с вами из этого совсем необитаемого острова сделать остров обитаемый!
- У меня в коробочке осталось несколько предметов, я предлагаю вам выбрать каждому по одному. На первый взгляд, это обычный мусор, но вот какого папуасика мне удалось из этого мусора сделать! Давайте попробуем сделать целое племя таких папуасов, чтобы наш остров не был таким одиноким, после того, как мы улетим обратно домой.
(Дети делают папуасов. Приклеивают лица, юбочки и перья, из половинок ватных полочек делают руки и ноги (вставляют их в проткнутые отверстия и фиксируют пластилином с внутренней стороны). Психолог раздает семена и грунт, для того, чтобы дети дома с родителями или в группе с воспитателем посеяли семена и наблюдали, как растет травка – волосы).
Устали? Предлагаю вам немного отдохнуть, позагорать!
Упражнение «Отдых в Сочи».
(Группа выстраивается по кругу, повернувшись, спиной друг к другу. Спина впереди стоящего – место для массажа. Все закрывают глаза, а почувствовав движения рук на своей спине передают это движение впереди стоящему. Ведущий выполняет одно и то же движение пока не получит ответ на своей спине) .
- Мы отдыхаем на необитаемом острове! Мягкое ласковое солнышко греет нас, лежащих на песке (круговые поглаживания);
Вдруг набежали тучки (руки движутся с нажимом от краев к центру спины);
Пошел мелкий дождик (пальчиками легко постукиваем по спинке);
Дождик стал идти все сильнее и сильнее (постукивания усиливаются);
Загремел гром (легкие постукивания ладонями);
Дождь стихает (постукивания пальчиками становится постепенно легким);
Разбежались тучки (ладонями поглаживаем спину от центра к краям);
И вновь выглянуло ласковое летнее солнышко (круговые поглаживания).
- Нам было хорошо на этом маленьком приветливом острове, мы успели к нему немного привязаться. В нашей душе и в нашем сердце останется приятное воспоминание о нем. И очень хочется оставить острову частичку себя. Давайте постараемся передать острову эту частичку через картину. (Совместная картина-аппликация на ватмане)