Безрукова Елена Зуфаровна
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «В поисках клада» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
на тему «В поисках клада»
для детей подготовительной к школе группы
Программное содержание
Цель
Закрепление и обобщение знаний детей по пройденным темам
Задачи
Обучающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „В поисках клада“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- в увлекательной форме поиска повторить и обобщить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, произведений малых фольклорных форм; повторить творчество детских писателей Н. Носова; А. С. Пушкина;
- пополнить, расширить и активизировать словарный запас детей;
- совершенствовать навыки построения рассуждений.
Развивающие :
- развивать интерес к литературным произведениям;
- развивать связную речь, навыки речевого общения, творческое воображение, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;;
- воспитывать культуру речевого общения, самостоятельность, активность;
- формировать эмоциональный отклик у детей.
Оборудование
Проектор, ноутбук, музыкальный центр.
Демонстрационный материал
Фотографии А. С. Пушкина, Н. Носова, куклы Буратино и Мальвины, куклы би-ба-бо: лиса и белка, иллюстрации «Времена года», фотографии «Герои сказок» : Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Айболита, Незнайки, Чипполино, Чебурашки.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию
Подбор фотографий по теме для просмотра через проектор.
Предварительная работа с детьми
Чтение произведений на занятиях и в режимные моменты, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций в книгах, рисование эпизодов сказок и литературных произведений, слушание песен.
Структура ОД
1. Вводная часть – 3 минуты:
- приветствие;
- чтение письма.
2. Основная часть – 25 минут:
- отгадывание загадок;
- беседа о сказках и рассказах;
- сказки, в которых встречаются числительные;
- физминутка;
- задания лисы;
- беседа о временах года в сказках;
- потерянные вещи;
- картинки с героями на экране;
3. Заключительная часть – 2 минуты:
- обобщение воспитателя;
- анализ занятия.
Методические приёмы
- словесные (беседа, вопросы,
- наглядные (демонстрация портретов авторов произведений, иллюстраций)
-игровая (физкультминутка)
Ход ОД
- Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздороваемся с ними. А теперь улыбнёмся друг другу и подарим наши улыбки гостям. /Стук в дверь/
- Почтальон принёс нам письмо, прочитаем. Ребята, нам предлагают найти клад, который хранится в сундуке. А найти и открыть сундук нам поможет цветик-семицветик. Только вспомните, что в произведении девочка делала с цветком?
Дети: отрывала лепестки и загадывала желания
-А нам надо сделать наоборот, собрать все лепестки и выполнить задания.
Как лепестки все соберём, так клад тот час же мы найдём! Отправляемся в путь! Но на чём? У нас нет машины, нет поезда, нет корабля. Но зато у нас есть ноги, отправляемся в путь на нашем топ-мобиле /дети шагают по кругу и выполняют движения согласно тексту/
По лесной тропинке в сказку мы пойдём, /шагают/
Цветик-семицветик быстро соберём.
Веточки берёзы ласково шуршат. /качают руками/
Лес чудес и сказок принимай ребят! /кланяются/
Где ты, лепесточек, найдём тебя, дружочек! /поочерёдно руками «подкозырёк» /
Помоги цветок собрать, все загадки отгадать! /хлопают в ладоши/
-Дети, а что такое загадки?
Дети: рассказывается о предмете, который нужно отгадать.
-Вот наше первое задание, нужно правильно отгадать загадки.
Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. /книга/.
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети? / «Волк и семеро козлят» /
Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? / «Три медведя» /
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит добрый доктор … / Айболит /
По тропе, шагая бодро, воду сами тащат вёдра. / «По щучьему велению» /
- Молодцы! Первый лепесток у нас. Отправляемся дальше. А вот чудо-дерево. Около него грустный гном, он не может прочитать названия произведений. Поможем ему, ребята! / Дети узнают произведения А. С. Пушкина/.
- Правильно, эти замечательные сказки написал Пушкин. Как они будут называться и почему?
Дети: эти сказки называются авторскими, их написал один автор.
- Назовите ещё авторские сказки и кто их написал?
Дети: "Красная шапочка" Шарля Перро, "Дюймовочка" Г. Х. Андерсена, "Мальчик-с-пальчик" братьев Гримм, "Айболит" К. Чуковского
- Какие ещё бывают сказки? Почему они так называются? Приведите примеры.
Дети: сказки бывают народными, у них нет автора, они передавались из поколения в поколение, никто не знает, кем она написана или рассказана. Сказки "Репка", "Колобок", "Гуси-лебеди", "Теремок".
- А вот фотография ещё одного автора. Кто это? /Н. Носов/ А что он писал? /рассказы/. Что это такое?
Дети: небольшое произведение, в которых описываются реальные события.
-А какие рассказы написал Н. Носов? /"Живая шляпа", "Ступеньки", "Заплатка"/ Молодцы! За нашу помощь гном даёт лепесток.
А мы двигаемся дальше.
-А это кто? /за столом сидят Мальвина и Буратино/. По-моему, ребята, Буратино нужна наша помощь.
Мальвина: в каких произведениях встречается число 3?
Дети: «Три поросёнка», «Три медведя», "Царевна-лягушка" - было у отца три сына, "Сказка о царе Салтане" - три девицы под окном»/
-Мальвина: Число 7?
Дети: «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- Мы справились, а сейчас немного отдохнём.
Физминутка.
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в сторону развёл, лепесток наш не нашёл. Чтобы лепесток достать, нужно на носочки встать.
-Вот и ещё лепесток. А это что за зверь? /лиса/ Она заблудилась и просит вас вспомнить, в каких сказках она встречается.
Дети: лиса встречается в сказках "Волк и лиса", "Заюшкина избушка", "Колобок", "Лиса и журавль"
-А что такое сказка? Какие бывают сказки?
Дети: это жанр литературы, в которой вымышлен сюжет, сказки бывают волшебные, бытовые и про животных.
- Лиса за правильные ответы нам подарила оранжевый лепесток.
- Какое сейчас время года? /осень/. В каких произведениях события происходят осенью? / «Гадкий утёнок», «Три поросёнка» / Зимой? / «Лисичка-сестричка и серый волк», «Морозко» /. Весной? / «Заюшкина избушка» /. Летом? / «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» /. Вот и ещё один лепесток у нас в руках.
- Белка в лесу нашла мешок. Разные герои потеряли свои вещи. Поможем им вернуть их. / В мешке шляпа Красной шапочки, телефон «Телефон», золотой ключик «Приключения Буратино», стрела «Царевна-лягушка», туфелька «Золушка», музыкальные инструменты «Бременские музыканты», шляпа из «Живой шляпы/. Молодцы! Заработали ещё один лепесток.
- А это кто такой грустный? /Чебурашка/. Он забыл с кем дружит. Помогите ему, ребята.
/Аналогично проводится работа с рисунками Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Айболита, Незнайки, Чипполино/
- Вот мы и собрали цветик-семицветик.
Наш сундук открывается. А здесь настоящий клад – книги для вас, ребята. Ведь книги помогают нам стать самыми умными, образованными.
- А теперь вспомним, что мы сегодня увидели, услышали, узнали нового.