Лариса Гунько
Конспект ОД по речевому развитию детей с использованием театрализованной деятельности в старшей группе
Цель: активизация речи детей в процессе диалога персонажей знакомых сказок: развивать навыки творческого рассказывания.
Задачи:
1. Образовательные:
-приобщать детей к истокам русской народной культуры,
- учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи, диалоги;
-пополнять словарный запас по образу лисы (лисонька, коварная, изворотливая, льстивая, плутовка);
-закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. Развивающие:
-развивать связную речь;
-умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
-логическое мышление;
-фонематический слух;
- творческое воображение, умение передавать интонации героев сказки;
- восприятие, внимание, память,
- речевое дыхание,
- мелкую моторику пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской народной культуре;
- воспитывать у детей умение работать в коллективе, желание участвовать в коллективных играх;
- воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
Оборудование:
интерактивная доска;
презентация «Лиса в русских народных сказках»;
иллюстрация к русской народной сказке «Заюшкина избушка»;
карточки - схемы к сказке «Заюшкина избушка»;
игрушка - лиса, маски-шапочки к сказке «Заюшкина избушка», лубяной домик, ледяная избушка.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, заучивание поговорок и скороговорок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла гостья.
Отгадаете загадку и узнаете, кто это. Слушайте.
Я хитра и хороша,
Очень я собой мила.
След хвостом я замету
И зайчонка стерегу.
Не уйти тебе, косой,
Все равно ты будешь мой! (Лиса)
Воспитатель: (достаёт из–за ширмы игрушку Лисы)
Ребята, Лиса хочет с вами поздороваться.
Психогимнастика «Я рада тебя видеть»
(Воспитатель и дети стоят по кругу и передают по очереди мягкую игрушку Лисы со словами «(имя ребёнка, я рада тебя видеть», при этом смотрят друг другу в глаза и улыбаются, после этого Лиса попадает снова к воспитателю и он говорит «Я очень рада видеть вас всех» (Дети садятся)
Воспитатель: Лиса сказала мне, что раньше она жила в сказке, а потом потерялась. А к нам пришла за помощью. Поможем лисичке найти свою сказку, ведь мы с вами знаем много русских народных сказок, в которых есть лиса?
1. В каких русских народных сказках есть лиса?
2. Как в сказках называют лису? (Лисичка – сестричка, кумушка, Лиса Патрикеевна, лисонька) .
3. Почему лису прозвали Патрикеевной? (Давным - давно, жил - был князь Патрикей. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная наследница «хитрого князя» получила отчество «Патрикеевна»)
Давайте попросим Волшебный экран показать нам иллюстрации к сказкам, может Лиса узнает свою сказку. (Дети садятся).
(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козёл» и другие, называют сказки).
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с глазками, пусть они отдохнут. Следите внимательно за двигающейся лисичкой, не поворачивая головы.
«Лисичка отправилась погулять, пошла вправо, влево, далеко, близко, вверх, вниз.»
Воспитатель: Ребята, какая лиса в сказках? (хитрая, коварная, изворотливая, льстивая, плутовка, ловкая)
Лиса: Нет! Я не такая, это не мои сказки!
Воспитатель: Лиса не узнала свою сказку, значит, у нее была другая.
Лиса: Поиграйте со мной в мою игру, какая я хорошая, да пригожая!
Физминутка:
Ходит по лесу лиса, щурит хитрые глаза,
Лапки выставляет, хвостиком виляет.
Видела на ветке птичку, потянулась вверх лисичка.
Ищет маленькую мышку, ищет серого зайчишку,
До чего же хороша эта рыжая лиса,
К солнцу потянулась и всем улыбнулась.
Воспитатель: Лисонька, ребята знают про тебя пословицы, послушай. (Дети рассказывают пословицы)
1. Одна лиса семерых волков перехитрит. (какая лиса)
2. Куда лиса лапку положит, туда и вся заберётся. (т. е. лиса какая)
3. Лиса своего хвоста не замарает. (какая она)
4. Лиса и во сне кур считает.
5. Лиса всё хвостом прикроет. (какая лиса)
6. Лисичка всегда сытей волка живет. (т. е. лиса какая)
7. Лисой пройти (т. е. что сделать? схитрить, слукавить)
8. У лисы и во сне ушки на макушке (какая она? чуткая)
Упражнение на произношение с различной силой голоса.
- Ребята, послушайте ещё одну поговорку: «Лисье племя только льстит», то есть все лисы очень льстивые, коварные.
-Давайте скажем поговорку сначала громко, затем тихо, а потом, шёпотом.
Дыхательная гимнастика «Ветер дует»
Воспитатель: Ой, ребята, ветер подул!
Стоя, спокойно вдохните через нос и спокойно выдохните через рот.
Я подую высоко,
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть)
Я подую низко,
(руки опустить вниз, подуть)
Я подую далеко,
(руки перед собой, наклон вперёд, подуть)
Я подую близко.
(руки положить на грудь и подуть на них)
Воспитатель: Лисонька, у нас ещё есть картинки к русской народной сказке, только они тут на столе все перепутались, не понять, какая это сказка.
Лиса: Хочу, чтобы ребята мне картинки из сказки по порядку разложили. Может это моя сказка?
(дети выкладывают картинки на доску в определённой последовательности).
Воспитатель: Как называется эта сказка?
(Выставляет иллюстрацию сказки «Заюшкина избушка на доску)
Воспитатель: Мы покажем Лисе сказку «Заюшкина избушка», как настоящие артисты. Может быть, лиса из этой сказки? А вы будете героями сказки.
Воспитатель: Вспомните, какие персонажи есть в этой сказке?
(Дети называют персонажей сказки и надевают шапочки)
Ведущий: Итак, мы начинаем. Жили – были лиса и заяц. Была у зайца избушка лубяная, а у лисички ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась лиса к зайцу погреться, да его и выгнала. Сидит зайчик плачет. Бежит мимо собака.
Собака: Что заяц плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться да меня и выгнала.
Собака: Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Пойди, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Ведущий: Собака испугалась и убежала. Сидит зайчик и плачет. Мимо идет медведь.
Медведь: Что, зайчик плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Зайчик: Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, и ты не выгонишь.
Медведь: Нет, выгоню. Ступай, лиса, вон.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Ведущий: Медведь испугался и ушел. Сидит зайчик и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок, косу на плече несет.
Петушок: Что, зайчик, плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться да и выгнала.
Петушок: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Зайчик: Не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь.
Петушок: Нет, выгоню. Ку – ка - ре- ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон.
Лиса: Одеваюсь!
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон.
Лиса: Шубу надеваю.
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон.
Ведущий: Выскочила лиса из избушки и убежала в лес. А зайчик опять стал жить в своей избушке.
Лиса: Вот моя сказка!
Воспитатель: Дети, лиса узнала свою сказку.
- Как мы ей помогали?
- Какие сказки вспомнили?
- Какая лиса в сказках? Как можно про неё сказать? (плутовка, хитрая, коварная, льстивая, изворотливая)
- Как вы думаете, Лиса правильно поступала? (Нет. Она обижала и обманывала зверей).
Лиса: Я не хочу быть такой, я буду доброй, хорошей, я поняла, что нельзя обижать слабого.
Воспитатель: Лисичка поскорее хочет вернуться в сказку и подружиться с зайцем. А вам, ребята, дарит вот эту книгу с «Русскими народными сказками».
Давайте попрощаемся с лисичкой и поблагодарим за подарок. (Дети благодарят Лису и прощаются с ней)