Светлана Масакова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет № 6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
] Выполнила: Масакова С. А. - воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №18».
Тема: Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Мотивация: Помочь детям узнать, кто подарил шкатулку и для чего.
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста.
Задачи:
Образовательные :
-совершенствовать навык чтения;
-закрепить умение правильного произношения звука в слове;
-формировать навыки развернутого высказывания;
- систематизировать представления детей об образе жизни и повадках диких животных;
-активизировать и обогащать словарь за счет слов и словосочетаний;
-совершенствовать навык детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли;
- активизировать в речи антонимы;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей используя здоровьесберегающие технологии;
- способствовать умению образовывать однокоренные слова.
Развивающие :
-развивать связную монологическую речь, формировать навыки пересказа сказки;
-развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста;
-развивать слуховое внимание, память, мышление;
-развивать творческие способности, мелкую моторику рук;
-развивать правильное дыхание.
Воспитательные:
- воспитывать читательский интерес;
-воспитывать любознательность, умение слушать товарища, не перебивать, говорить спокойным доброжелательным тоном.
Методы и приемы:
- словесные (диалог, чтение литературного произведения,
анализ текста)
- наглядные (иллюстрации, фигурки, графические схемы, название сказки)
- практические (моделирование сказки пи помощи схем, игра «Скажи наоборот»).
ППРС:
Портрет Л. Н. Толстого, текст со сказкой Л. Н. Толстой «Белка и волк», шкатулка в стиле городецкая роспись, мольберт, фигурки диких животных, бумажные снежинки, мяч, графические схемы для составления текста, листы бумаги, карандаши, название сказки, загадки,пальчиковые игрушки из фетра.
Предварительная работа:
-изучение лексической темы «Дикие животные»;
-рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;
-рисование: «Звери в зимнем лесу»;
-отгадывание загадок «Дикие животные»;
-разучивание физминуток на тему: «Животные».
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети стоят полукругом.
В: Ребята, эту шкатулку передала мне сегодня утром красивая незнакомка, как вы думаете кто это может быть? (ответы детей). А каким образом мы с вами узнаем, для чего нам передали шкатулку? (ответы детей). Посмотрим, что в ней лежит? (да, здесь бумажные снежинки).
В: Предлагаю поиграть с ними (упражнение на дыхания) :
Держим снежинку за краешек и дуем легким ветерком, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Так надо правильно дышать, особенно в холодную погоду, чтобы не простудиться. Молодцы, а теперь положите снежинки рядом с собой.
В: Посмотрим, что еще лежит в шкатулке.
Воспитатель открывает и достает животное.
В: Ребята назовите животное (волк, лиса, медведь, белка, заяц).
В: Подумайте, как одним словом можно назвать этих животных? (дикие).
В: А почему они дикие? (живут в лесу и сами добывают пищу).
В: Посмотрите здесь есть еще загадки (подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания, мышления) :
Леша, прочитай пожалуйста
Не умеет он дружить
Оттого так скучно жить.
Все зубами щелк, да щелк
Бегает по лесу…
Ева, прочитай другую загадку
По веткам скачет и играет
Никого не обижает
Известна добротой своей
Шубка рыжая на ней.
В: Не случайно загадки загадки из шкатулки были про белку и про волка. Мы сегодня познакомимся со сказкой Л. Н. Толстого, а название сказки нам поможет прочитать Арсений Л. (на доске висит название сказки). «Волк и белка» (демонстрация портрета писателя) и попробуем ее пересказать.
Основная часть.
Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти).
Краткая беседа по сказке. Развитие диалогической речи. (напоминаю детям говорить полными предложениями).
В: Про кого эта сказка? (эта сказка, про белку и волка)
В: Что произошло с героями сказки? (белка прыгала с ветки на ветку и сама упала на волка.) (показываю схему).
В: Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.)
В: О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.)
В: Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его
вопросы.)
В: Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые,а волку всегда скучно) (показываю схему)
В: Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжет.)
В: Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.) (показываю схему)
В: Ребята, послушайте как по-разному можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело. (знакомство с однокоренными словами).
Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).
В: Белки веселятся, а волк? (грустит).
В: Белкам весело, а волку? (грустно).
В: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны по смыслу и звучат они похоже – это слова родственники.
И слова веселый, весело, веселиться – тоже родственные, они звучат похоже и тоже связаны по смыслу.
В: А теперь подберите слова, родственные слову радостный.
(Образец : Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они… радуются. Можно сказать: им весело, радостно; они веселы, радостны; у белок веселье, радость.)
В: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Скажи наоборот». Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его (развитие антонимии).
-Волк злой, а белка (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом (отпустил). Волк сидит внизу, а белка (наверху). Волк сидит под деревом, а белка (на дереве). Волк спрашивает, а белка (отвечает). Белка говорит, а волк ее (слушает).
В конце игры педагог просит детей вспомнить названные ими слова.
В: Вспомните названные вами слова? (Злой — добрая, грустно — весело, схватил — отпустил, внизу — наверху, под деревом — на дереве, спрашивает — отвечает, говорит — слушает).
Словарная работа (Лексический разбор словосочетания, сложного по семантике. Оживление личного опыта детей).
В: Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.) Кто из вас обжигался? (дети говорят у кого был ожог) Это больно (да. очень). А когда больно, хочется веселиться или плакать (грустить, плакать)
В: Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет.
А теперь мы немного отдохнем и проведем физ. минутку:
Сильный ветер сосны крутит (поворот корпусом вправо, влево)
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже
Мы с тобой на них похожи (вращение корпусом вправо, влево)
Вот по веткам белка мчится
Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка. (прыжки на месте)
Ну а нам пора садиться,
Заниматься не лениться.
В: Присядьте на стульчики. Я прочитаю сказку еще раз, а вы послушайте внимательно для дальнейшего пересказа. (повторное чтение сказки. Развитие долговременной слухо-речевой памяти).
Моделирование рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.
В: На нашем мольберте разложены схемы, необходимые для составления рассказа. Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ (Белка прыгала с ветки на ветку).Что было дальше?
В: А Костя, Рустем, Гусейн, Ваня попробуют изобразить сказку в виде рисунка. (подгрупповая работа с гиперактивными).
Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи).
Заключительная часть (рефлексия) :
Положительная оценка каждого рассказа.
В: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам
эту сказку? Чему она учит (Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела)
В: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему (на белку,потому что она добрая веселая).А почему вы не хотите быть похожими на волка? (не хотим потому, что его «сердце жжет злоба».
В: Чему вы сегодня на занятии научились? (что не надо бояться и нудно преодолевать страх, быть добрыми, тогда будет весело и хорошо).
А легко ли вам было пересказывать сказку (ответы детей).
В: Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.
В: Ребята, посмотрите как Рустем изобразил сказку, скажите какой это эпизод сказки? (ответы детей).
В: А как вы теперь думаете, кто же нам передал шкатулку? (Сказочница). Для чего она нам принесла эту шкатулку (ответы детей) Да, это была Сказочница. И она нам с Вами оставила в подарок вот таких ( достаю из шкатулки сказочных героев: лису и волка из фетра) сказочных героев, чтобы мы могли рассказать эту сказку по ролям.
Закрепление изучаемого материала вне занятия:
Упражнять детей в умении пересказывать текст по графическому плану, театрализация сказки, индивидуальный пересказ детьми, изображение сказки в виде рисунка.