Ольга Корзина
Конспект образовательной деятельности «Зима. Зимующие птицы» по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
Создание проблемной ситуации (презентация, слайд №1) :
Аудиозапись и игрушка вороны.
Каркуша: - Кар-Кар-Кар! Помогите! Помогите!
Воспитатель: - Что случилось? Как тебя зовут?
Каркуша: Здравствуйте! Я ворона «Каркуша». Вы знаете какое время года наступило?
Дети: Зима.
Каркуша: Да, и моим друзьям птицам в лесу очень плохо стало жить, им нужна помощь, им нечего стало есть.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Зима, Зимующие птицы“ по развитию речи» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Да, зима - это проблема для птиц и эту проблему нам предстоит с вами решить: «как помочь птицам зимой».
Актуализация знаний (презентация, слайд №2) :
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о зиме и поиграем в игру «Доскажи словечко».
Воспитатель: Зимой всё укрыто белым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение и бросает ребятам мяч, а дети ловят его и добавляют слово.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка … (снегурка).
На снегу-то, посмотри? –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег).
Воспитатель: Какие слова вы добавляли? На какие слова они похожи?
Дети перечисляют слова, которые они называли и называют главное слово этой игры - «снег».
Воспитатель: И у нас на экране тоже пошел снег.
Дыхательная гимнастика: Давайте подуем на свои снежинки, которые лежат перед вами;
Воспитатель: Ребята, так, что же мы знаем о зиме?
Дети: Зимой очень холодно, много снега. Часто бывают снегопады, метели. Деревья, земля укрыта толстым слоем снега. Реки и озёра замерзают. Зимние дни короткие, а ночи длинные.
Постановка цели: Нам надо спасти друзей Каркуши, а для этого нам надо составить рассказ на тему «Покормите птиц зимой».
План (презентация, слайд № 3) :
Воспитатель: Давайте поговорим о том, как мы будем это делать, последовательность наших действий, т. е. составим план действий.
1. Мы вспомним какие друзья Каркуши (птицы) остаются с нами зимой и как они называются.
2. Затем соберём картину «Покормите птиц зимой».
3. Потом мы составим рассказ на эту тему и так спасём друзей Каркуши.
Загадки о зимующих птицах (презентация, слайд № 4).
Воспитатель загадывает детям загадки о птицах и выдает кусочки картинок) :
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
На дереве сидела я
И сыр во рту держала,
А мимо дерева лиса
Близёхонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте!
(ворона)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(голубь)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Дети отгадывают загадки и вместе с воспитателем уточняют обобщающее понятие «зимующие птицы».
Физ. минутка.
Раз, Два, Три, Четыре, Пять
Будем мы в снежки играть.
Крепкие снежки скатаем
И друг в друга побросаем!
Дети собирают картинку «Покормите птиц зимой» (возможно слайд №5)
Воспитатель задаёт вопросы по составленной картине (составление рассказа по картинке) :
- Какое время года наступило?
- Какая погода?
-Кто стоит рядом с деревом?
- Что он делает?
- Что мальчик повесил на дереве?
- Кто сидит на дереве?
- Кто сидит на кормушке?
- Кто под деревом?
Дети составляют рассказ «Покормите птиц зимой».
«Наступила холодная, снежная зима. Снег крыл землю и деревья. В парке мальчик Серёжа повесил на большое дерево кормушку для птиц. Он пришёл насыпать зёрнышек и хлебных крошек в кормушку. На ветке сидят два снегиря. Три птички клюют зёрнышки в кормушке. А синичка и воробей слетели на землю и клюют зёрнышки около Серёжи. Так Серёжа спасает птиц зимой» Мы достигли своей цели? Да. Мы составили рассказ и этим спасли друзей Каркуши.
Рефлексия (слайд №6) :
- Что вам понравилось, что вызвало затруднение?
- Что мы узнали на занятии? А можем мы с вами помочь птицам зимой? Около дома во дворе можете повесить кормушку и подкармливать птиц зимой и можно приносить зернышки для птиц для нашей кормушки, которая висит на нашей березе.