Ольга Берлизова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Животные Севера» с использованием ТСО
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе на тему : «Животные Севера» с использованием ТСО.
Приоритетная образовательная область : Речевое развитие
Интеграция образовательных областей :
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе „Животные Севера“ с использованием ТСО» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Физическое развитие
Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные :
- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде, детенышах).
- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, пингвин, северный олень, рога, копыта, шерсть).
Развивающие :
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, морж, северный олень, пингвин, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый.
Оборудование: презентация на тему «Животные Севера».
Предварительная работа:
Беседы на тему «Животные Севера», рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение книг: «Экология в картинках», энциклопедия «От полюса до экватора», «Мы познаем мир».
Ход ОД:
1. Организационный момент. Звучит колокольчик.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг, и я – твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Лицом к друг другу повернулись,
Руку правую пожали,
Крепко так себя обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Мы готовы заниматься, очень будем мы стараться!
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: В каком городе мы живём?
Дети: В Новокузнецке.
Воспитатель: Наша страна Россия – самая большая в мире. На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. Сегодня мы отправимся в путешествие на Крайний север России. Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем
Он от края и до края.
Как пустыня ледяная
Царство холода и тьмы,
Царство матушки – зимы.
Здесь на белых скользких льдинках
Ходят парами пингвины.
В костюмах чёрно-белых
Скачут весело и живо!
Видеть это просто диво!
На чем мы сможем проплыть во льдинах
Дети: На ледоколе.
Мы плывем на ледоколе
Ледокол идет по льду
Ледяное поле колет
Слева льдина проплывет
Справа айсберги встают
А друзья не унывают
И по-прежнему плывут.
Воспитатель: А на Севере какая погода?
Дети: Холодно, морозно.
Звучит аудиозапись вьюги.
Речь с движением «Северная страна».
Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем
открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,
руки разводят в стороны)
и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
Воспитатель: И вот мы с вами на Северном полюсе. Что здесь вы видите?
(Показ слайдов)
Слайд 3. Снежные горы
Дети: Много снега.
Воспитатель: А снег какой?
Дети: Мягкий, пушистый.
Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?
Дети: Снежные горы, северное сияние. (Слайд 4)
Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?
Дети: Много разных животных. (Слайд 5)
Воспитатель: Ребята чтобы узнать какие животные живут на крайнем севере я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?
Дети: (Да, мы готовы).
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Дети: (Это белый медведь).
Воспитатель: Правильно. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь
(на слайде 6 появляется картинка с изображением белого медведя).
- Давайте с помощью схемы попробуем описать белого медведя.
(описание по графическому плану)
- Кто это? (это белый медведь)
- Какого он цвета? (белого)
- Части тела? (голова, большие лапы и маленький хвостик).
- Чем покрыто тело белого медведя (тело белого медведя покрыто густой шерстью).
- Чем питается белый медведь? (Белый медведь питается тюленями, морскими водорослями, песцами, крупной рыбой.)
- Молодцы!
Следущая загадка:
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин
В черно-белом фраке ходит
Птица гордая.
Дети: (пингвин). (Слайд7)
Воспитатель: Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями.
- Рита опиши пожалуйста при помощи схемы пингвина.
(описание по графическому плану).
- Кто это? (это пингвин).
- Какого он цвета (черного а грудка белая).
- Части тела (У пингвина обтекаемая форма тела. Тело пингвина чуть сжатое с боков и покрыто перьями. Не слишком крупная голова находится на подвижной, гибкой и довольно короткой шее. Клюв пингвина сильный и очень острый. Ноги короткие и толстые, имеют по 4 пальца, соединенных плавательными перепонками, есть крылья которые в воде служат ему как ласты).
- Чем покрыто тело пингвина (тело пингвина покрыто густыми перьями)
- Чем питается пингвин (рыбой).
- Молодец Рита!
Следущая загадка:
Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день?
Это Северный. ?
Дети: (Северный олень) (слайд 8)
Воспитатель: Молодцы, правильно. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Используя нашу схему давайте опишем северного оленя.
(описание по графическому плану).
- Кто это? (это северный олень).
- Какого он цвета (серого, а хвостик белый).
- Части тела? (туловище, длинные ноги, на ногах копыта, вытянутая голова на голове есть рога).
- Чем покрыто тело северного оленя (тело северного оленя покрыто шерстью).
- Чем питается северный олень (мхом, ягелем).
Давайте немного отдохнем.
Физ. минутка: «У оленя дом большой».
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)
Воспитатель: Молодцы, продолжим.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый.
Дети: (Морж) (Слайд9)
Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
Кто попробует с помощью схемы описать моржа?
(описание по графическому плану).
- Кто это? (это морж).
- Какого он цвета (коричневого или бурого).
- Части тела? (у моржа маленькая голова и крупное вытянутое тело у моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.)
- Чем покрыто тело моржа (тело покрыто толстой кожей).
- Чем питается морж (ракушками,рыбой).
Воспитатель: Молодцы, продолжим.
Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, теперь мы знаем кто живет на севере.
А теперь северные звери хотят с вами поиграть. Но сначала давайте погреемся. Встали у своих стульчиков.
Речь с движением:
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать.
Надо ручками похлопать.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы попляшем.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть, хотите? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Найди и назови лишнюю картинку».
Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трё х предложениях: внешний вид и чем питаются.
Игра «Назови правильно».
У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.
У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.
У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.
У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.
У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.
Рифлексия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно внаш родной детский сад.
- Где мы сегодня с вами побывали? (на севере)
- А каких животных мы с вами там повстречали (белого медведя, северного оленя, моржа и пингвина) (Слайд 10).
- Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (да, очень)
- Какое животное вам больше понравилось (ответы детей)
- А в подарок вам я хочу подарить леденцы которые похожи на маленькие льдинки! Угощайтесь!
- Что нужно сказать?
Дети: Спасибо!
- На здоровье, до новых встреч!