Татьяна Гаврилова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Сочиняем сказку для Золушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческого мышления ребенка через включение его в активную деятельность в ходе работы со знакомой сказкой.
Задачи:
Образовательные задачи :
• формировать у детей умения составлять творческие сказки.
• формировать умения давать сравнительную характеристику образу, используя предметы.
• развитие у детей связной речи и творческого воображения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Сочиняем сказку для Золушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- «Золушка»
- Темочки
• развитие речевой активности.
Воспитательные задачи:
• воспитание доброжелательности, умения сопереживать героям сказки.
Предварительная работа: Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро. Знакомство со сказками, с героями сказок, чтение сказок.
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие : совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фразовые и связные высказывания. Упражнять детей в четком звукопроизношении; артикуляционная гимнастика.
Социально-коммуникативное развитие : игра «Раньше - позже».
Познавательное развитие : составление образа Золушки с опоставляя ее с предметами;
Физическое развитие : формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физ. минутки «Утром Золушка проснулась».
Художественно-эстетическое развитие : прослушивание отрывка о Золушке, рассматривание иллюстраций персонажей из сказки.
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов, рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)
Используемые формы организации познавательной деятельности детей : на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа. Путешественники, зола, чудесница.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.
Материал и оборудование: аудио и видео оборудование, книга сказка про Золушку.
Ход занятия:
-Восп-ль: Ребята, сегодня у вас в гостях волшебная книга, но сначала чтобы послушать книгу, проведем артикуляционную гимнастику
Артикуляционная сказка (Т. В. Мецлер)
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево - тик, вправо - так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, -
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Варенье приятное,
вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
с губки оближи.
Язык наш змейку
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
- Восп-ль:(озвучивание «голоса» книги).
Книга: Здравствуйте, ребята! Я - книга. Я ваш друг и помощник. Я знаю, что все дети любят сказки. Угадайте, как называется эта сказка? Если вы угадаете, тогда двери моей книги откроются, и вы узнаете много нового и интересного
(читает отрывок из сказки «Золушка»).
«Бедную девушку, заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в
доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи
и обеих сестриц».
-Дети: («Золушка»)
-Молодцы, ребята! открываю книгу перед детьми. На экране появляется изображение Золущки.
Гимнастика для глаз
- А теперь ребята посмотрите вверх–вниз, вверх-вниз, влево - вправо, влево -
вправо, зажмурьте глаза и откройте.
-Восп-ль: Кто написал сказку «Золушка»? - Посмотрите и назовите героев из сказки
- Какая одежда была на Золушке?
-Почему бедную девушку прозвали Золушкой?
-Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому сестры прозвали ее «Золушкой».
- Ребята, что такое «зола»?
- Что обозначает это слово, можно узнать из словаря (читает определение слова).
«зола» - остаток от сжигания чего-нибудь, в виде серо-черной пыли».
Воспитатель просит повторить детей это слово.
- А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была милой. А еще какой?
-Дети: …
-А какие были мачеха и сестрицы?
Посмотрите на героев из сказки и угадайте
кто это? Появляется изображение феи.
-Дети: Добрая волшебница, чудесница.
-Восп-ль: Что сделала Фея для Золушки?
- Ребята, злая мачеха опять дала задание для Золушки : распределить старинные
и современные предметы. Поможем Золушке?
Поиграем в игру: «Раньше - позже».
(у воспитателя картинки с изображением старинных предметов, а у детей –
современные предметы).
-Восп-ль: Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару, то есть называть современные предметы.
- Например: «Раньше писали пером, а сейчас пишут авторучкой»
- «Раньше убирались веником, (а сейчас пылесосом).
- «Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки).
- «Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине).
- «Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите).
- «Раньше шили с иголкой, (а сейчас шьют швейной машинкой).
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
-Восп-ль: А сейчас я предлагаю вам составить портрет Золушки, сравнивая с предметами.
- Например: Колокольчик, какой? (звонкий, громкий). Сравниваем голос с предметом: Голос у Золушки был звонкий, как колокольчик.
- Например: Бусинки, какие? (круглые, маленькие)
Сравниваем глаза с предметом: Глаза у Золушки были круглые, как бусинки.
-Восп-ль: А сейчас вы, ребята, будете сравнивать образ Золушки с предметами.
Разделимся на три подгруппы
- Первая подгруппа сравнивает платье Золушки с шариком, цветком и т. д.
- Третья подгруппа сравнивает туфельки Золушки с мишурой, снежинкой и т. д.
- Какой портрет получился у Золушки?
- Куда хотела попасть Золушка в таком красивом наряде?
Физминутка
Утром Золушка проснулась,
Потянулась и улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно потянулась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре песню спела.
С песней солнышко взошло,
Стало радостно, тепло.
Птицы весело запели,
Бабочки вдруг прилетели.
А у Золушки заботы,
Много ждет ее работы.
Вы садитесь поскорей, Мы поможем дружно ей.
- Восп-ль: Ребята, сегодня я предлагаю сочинить новую сказку о Золушке. Мы её сочиним все вместе. Посмотрите и назовите, с кем встретится Золушка в новой сказке? (Серый волк, Баба-Яга, Дед Мороз).
- Восп-ль: Не забудьте, что сказка состоит из трех частей и все части взаимосвязаны.
1 часть: Рассказываем о том, где и когда происходило событие, как называется главный герой. Например: В некотором царстве, в некотором государстве, жила была Баба Яга. Она была очень старая и больная, жила одна и помогать ей было некому…
2 часть: Что делали герои, с кем встретились, что произошло. Например: у бабы Яги был друг волк. Однажды она его пригласила и попросила привести к ней девочку, чтобы та выполняла работу по дому. Волк привел ей Золушку…
3 часть: Чем закончилась сказка. Например: Баба Яга очень довольна была Золушкой : она и кушать вкусно готовила, и в стареньком доме Баба Яги порядок навела. К тому же за Бабой Ягой хорошо ухаживала. Баба Яга выздоровела и подобрела. Одарила Золушку подарками и отпустила…
-Восп-ль: Назовите сказочные слова, которые встречаются во всех сказках?
-Дети: (жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным-давно, долго ли, коротко ли).
(детям дается время на сочинение сказок 1-2 минуты)
Дети рассказывают свои новые сказки : один ребенок начинает, следующие продолжают.
-Восп-ль: Спасибо, ребята, вы сочинили интересную сказку. Наше занятие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказки (книга закрывается).
- Ребята, сегодня вам интересно было на занятии?
- Что нового вы узнали?
- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?
- Молодцы, ребята.