Годовикова Надежда
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Пасхальный перезвон» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с традициями праздника Светлой Пасхи.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с древним обычаем Светлой Пасхи – звоном церковных колоколов, историей возникновения колокола, его устройством, видами колоколов, особенностями их звучания;
Развивающие : развивать представление о колокольном звоне как о ярком явлении русской православной культуры.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к традициям и истории своего народа
Возраст детей : 5-6 лет
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Пасхальный перезвон“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область : познавательное развитие
Словарная работа: колокольня, благовест, трезвон, перезвон, звонница, звонарь;
Тип занятия: тематическое
Методы и приемы:
словесный (беседа, художественное слово, вопросы, уточнения, поощрения);
наглядно-демонстрационный (иллюстрации на пасхальную тематику, колокольчики разных размеров) :
игровой (игры с колокольчиками);
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми;
Оборудование и материал: иллюстрации церковных колоколов, музыкальный центр, аудиозаписи и видеозаписи колокольного звона; колокольчики разных размеров;
Предварительная работа: беседа с детьми о празднике Пасха, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе, просмотр презентации «Колокольные звоны»;
Ход
Воспитатель: Ребята, приближается самый великий христианский праздник -Светлая Пасха. Мы уже говорили о традициях и обычаях этого праздника.
Давайте вспомним, как мы готовимся к празднику и как его отмечаем? (ответы детей). Сегодня я вам расскажу об еще одной традиции –праздничном колокольном звоне.
Летит Пасхальный перезвон
От колоколен в гладь небес.
И слышится со всех сторон:
«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»
В Пасху во всех храмах звонят колокола, звонят по-особенному, очень торжественно. Давайте послушаем звон колоколов (прослушивание аудиозаписи). Как красиво, звонко и радостно звучат колокола. В каждом храме под самым куполом находится колокольня или звонница. Там и живут колокола. Они бывают разных размеров. Большие колокола называют благовестники. Они очень тяжелые и издают очень низкий звук. Средние колокола называются подзвонные и самые маленькие – зазвонные. Давайте послушаем, как звучат большие, средние и маленькие колокола. (прослушивание аудиозаписи). А звонит в колокола – звонарь. Когда звонарь звонит в один большой колокол, это называется Благовестом. Слово благовест обозначает благая, добрая весть. Если звонарь поочередно звонит в каждый колокол, это называется перезвоном. А звон во все колокола - трезвоном.
Посреди небесной сини,
Там, где купола янтарь,
В колокольной паутине
По веревкам бьет звонарь.
Сложной сетью управляет
Со сноровкой паука,
Землю с Пасхой поздравляет,
Оглушая облака!
Давайте посмотрим, как звонит звонарь (просмотр фрагмента «Урок колокольного звона»). На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.
Ребята, а давайте теперь посмотрим на наши колокольчики. Колокольчик представляет собой купол. Его еще называют юбочкой. А еще у каждого колокольчика есть язычок, который производит звучный удар. Давайте поиграем в игру «Угадай колокольчик».
Скажите, все ли колокольчики звучат одинаково? Что вы заметили? Правильно, большой колокольчик издает более низкий звук, а маленькие звучат звонче. А теперь поиграем в игру «Тихо-громко».
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог.
Скажите, ребята, как еще может звучать колокольчик? Правильно, тихо и громко.
Ребята, а сейчас я расскажу вам историю о том, как появился колокол. Очень, очень давно жил на свете Святой Павлин Милостивый. Милостивым его звали потому, что он был очень добрым, щедрым. Он всегда помогал нищим, сиротам и обездоленным людям. Однажды Павлин увидел во сне поле, на котором росли колокольчики. Он сорвал колокольчик, тот зазвенел, после чего раздался голос: «и ты сделай так». Наутро Павлин повелел отлить колокол в форме цветка. Так и появился первый колокол.
Сейчас мы еще раз послушаем Пасхальный перезвон. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Старайтесь, чтобы ваши колокольчики звучали дружно, вместе с большими колоколами (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Колокольный звон над землей -
Звон Божественный, звон величальный.
Это голос Руси Святой -
Золотой перезвон Пасхальный.
Пусть звонят колокола России
И встречает новый день страна,
Город наш, ты такой красивый,
Милый город – родина моя.
Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали (вопросы по содержанию занятия).
Дорогие ребята, я поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Хочу подарить вам маленькие бумажные колокольчики.