Кривко Алевтина Владимировна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие народы живут в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Какие народы живут в России».
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Какие народы живут в России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Предварительная работа: беседы на темы «Моя Родина-Россия», «С древних времен до наших дней», «Народы России», «Праздники России», «Большая и малая Родина», чтение сказок народов России.
Материалы и оборудование: интерактивная доска;
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети под музыку входят в зал под музыку «Я, ты, он, она», садятся на стулья. На экране этническая карта народов России.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна эта не только леса, поля, реки, города и села. Страна- это прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Каждый народ говорит на своем языке.
-На каком языке говорят татары?
-На каком языке говорят башкиры?
-На каком языке говорят осетины?
-А русские?
Но люди разных народов нашей страны знают 2 языка: свой национальный и русский. Потому что русский- это государственный язык и на нем общаются все народы нашей страны.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны. И начнем мы свое знакомство с самой дальней стороны нашей огромной Родины- Севера.
На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди- чукчи, эскимосы, эвенки.
Воспитатель показывает фотографии людей Севера в национальных костюмах.
Давайте рассмотрим их одежду. Одежда у этих народов очень теплая. Как вы думаете, почему?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Верно, потому что на севере холодно. На севере долгая зима и короткое холодное лето. Одежда сделана из оленьих шкур и шкур морских животных, таких как моржей, тюленей. Прежде всего одежда должна быть теплой и удобной: меховые рубахи с капюшоном- кухлянки и малицы. Давайте все вместе повторим эти новые для вас слова.
Дети вместе с воспитателем повторяют слова КУХЛЯНКИ и МАЛИЦЫ.
Посмотрите, национальная одежда этих народов украшена мехом и бисерной вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц. Как вы думаете, почему?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Молодцы! Потому что у этих народностей основной промысел- это рыболовство и оленеводство. Давайте ненадолго отправимся с вами на Север и посмотрим какими танцами чукчи встречают весну.
На экране слайды и музыка.
Собачьи упряжки,
Оленьи упряжки,
Сверкают на малицах
Медные бляшки.
Шаманского бубна
Удары слышны,
Сегодня здесь праздник-
Начало весны!
Танец «Северная весна» (девочки в национальных костюмах)
А теперь давайте отправимся в европейскую часть России. Итак, вы уже знаете, что одежда (или национальный костюм) народа зависит от климата и от основного занятия населения. Народы, которые живут южнее, где больше солнечных дней и одеваются по- другому.
На экране народы европейской части страны: мордва, русские, татары в национальных костюмах.
Эти народы в основном занимаются земледелием, выращивают рожь, пшеницу, лен, овощи. Традиционные одежды этих народов сшиты из льна и хлопка, они многослойны, т. е. одна одежда надевалась на другую. Например, русские женщины надевали рубаху, а сверху- сарафан; у мужчин- рубахи- косоворотки, на ногах-лапти, под лаптями- вместо чулок- онуги-это кусок ткани, обернутый на ногах.
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие головных уборов этих народов.
Шапочка в форме рогов, т. к. рог- это символ плодородия. Одежду шили и вышивали долгими зимними вечерами. Ребята, а как вы думаете, почему?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Верно, потому что с началом весны начинается трудовой год. Весной нужно засеять землю, летом ухаживать за посевом, осенью убирать урожай. Поэтому в свободное от работ время было только зимой.
Давайте повторим новые слова «Косоворотка, порты, онуги». А какие красивые танцы у русского народа.
Танец «Россия»
А сейчас мы, ненадолго, заглянем на юг России. Посмотрим на национальные костюмы горцев и их быт. Это чеченцы, ингуши и другие народности. Черкеска-одежда в виде длинного пиджака. Черкески у мужчин украшены газырями- в них носили заряды для огнестрельного оружия.
Бурка- непромокаемый плащ из волока.
Папаха- головной убор из меха.
На ногах ноговицы- сшиты из кожи или войлока.
У женщин- красивые длинные платья, халаты, под ними- корсет, на ногах- ичиги. На голове- шали поверх шапочек.
А как выдумаете, ребята, почему эти народности называют одним словом- горцы?
ОТЕТЫ ДЕТЕЙ
Правильно, потому что они живут в горах. Занимаются чеканкой по серебру и выращивают виноград, чай.
Давайте повторим новые слова: черкеска, папаха, бурка, ноговицы, ичиги, газыри.
Ребята, мы внимательно рассмотрели национальные наряды некоторых народов России. Скажите, а что общего во всех этих костюмах?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Все верно, все одежды нарядные. А эту одежду можно носить повседневно?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Да, эти костюмы надевают только по большим праздникам!
А сейчас мы поиграем и посмотрим насколько вы были внимательны.
Д/Игра «Найди свою пару»
Каждый народ имеет свою историю, культуру, традицию. А что такое традиции?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Это то, что передается из поколения в поколение. Например, традиция встречать Новый год. Многие народы встречали Новый год весной. Они считали, что Новый год наступает тогда, когда просыпается земля. А некоторые- осенью, когда заканчивается трудовой год. Но с годами эти традиции поменялись. Сейчас все празднуют Новый год зимой.
У каждого народа есть свои национальные игры. Сейчас мы с вами поиграем в две игры: первая- Башкирская УЕН-БАЛАЛАР-БЕГЕН.
Проводится игра.
И вторая игра, в которую мы поиграем Удмуртская «Ручеек».
Проводится игра
Вот мы и поиграли. А теперь подумайте и скажите, что общего в этих играх?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Подвести детей к тому, что это- коллективные игры, в которые могут играть как взрослые, так и дети.
Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше занятие.
О чем мы сегодня говорили с вами?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
В какие игры играли?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
С какими народами нашей страны познакомились?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Какие новые слова выучили?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ