СВЕТЛАНА БАЧАРНИКОВА
Конспект ОД по ФЭМП с детьми второй младшей группы «Столько же. Больше. Меньше»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Молькова Л. В. МДОУ № 9 (8 Марта)
Тема: Подарок маме
Цель: знакомство детей с понятиями «столько же», «больше», «меньше».
Программные задачи:
- Актуализировать представления о понятиях: «один» - «много», закреплять умение использовать их для характеристики численности групп предметов;
- продолжать формировать умение группировать предметы по цвету;
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП с детьми второй младшей группы „Столько же, Больше, Меньше“» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- формировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, ввести в речевую практику выражения: «столько же», «больше», «меньше»;
- закреплять умение определять и называть цвет предметов;
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение;
- развивать внимание, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, речь
Предварительная работа:
• Беседа о дне матери, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по теме;
• Дидактические игры на закрепление понятий «Один»- «много»;
• Дидактические игры на закрепление умения определять и называть цвет предметов.
Оборудование :
-кукла би-ба-бо «Медвежонок»;
- цветы по количеству детей;
- вазы (круги) по количеству детей;
- полоски белой бумаги (по количеству детей);
- красные и синие круги (по 3 шт. на каждого ребенка);
- клубки ниток;
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.
Приветствие детей с гостями
Раздается стук в дверь. Появляется Медвежонок, который сообщает детям, что скоро будет праздник - «День матери». В этот праздник все дети делают своим мамам подарки, а он не знает, что подарить.
В: - А вы делали когда-нибудь подарки своим мамам?
-А как вы считаете, что можно подарить маме в этот день?
После ответов детей воспитатель подводит итог, что можно сделать подарок своими руками
М: Ребята, вы мне поможете?
- А вы справитесь?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о понятиях «один» - «много», закреплять умение использовать их для характеристики численности групп предметов;
2) создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.
Воспитатель, от лица Медвежонка предлагает рассмотреть цветы.
- Давайте полюбуемся цветами.
- Сколько у меня цветов? (Один)
- А теперь? (много)
- Какого цвета цветы? (синие)
- Давайте представим, что круги – это вазы для цветов. Сколько ваз для цветов? (Много, какого они цвета? (желтого)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- Сколько цветов и ваз? (Много)
- Давайте подумаем, чего больше : цветочков или вазочек.
(варианты ответов)
Дети затрудняются ответить на вопрос воспитателя.
- Смогли ли мы ответить на этот вопрос? (нет)
- Почему не смогли? (ответы детей)
Воспитатель формулирует вместе с детьми :
- Потому что не знаем, как определить, чего больше – цветов или ваз.
- Если мы не знаем ответ на вопрос, где можно узнать? (спросить у взрослых, прочитать в книге).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, ввести в речевую практику выражение «столько же»;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, развивать творческие способности.
- Ребята, что нужно сделать, чтоб подаренные цветы не завяли? (поставить в вазу с водой)
- Давайте каждый цветок поставим в отдельную вазу.
Дети под руководством воспитателя подставляют цветные круги к каждому цветку.
После выполнения задания воспитатель задает вопрос:
- Сколько цветов мы поставили в каждую вазу? (один)
- Остались ли лишние цветы? (нет).
- Остались ли лишние вазы? (нет).
- Значит, их поровну или чего – то больше? (Поровну)
В заключение воспитатель фиксирует вывод: каждый цветок поставили в свою вазу, поэтому ваз и цветов поровну, столько же.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1.
Дидактические задачи:
1) организовать отдых детей;
2) формировать умения сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, ввести в речевую практику выражения «больше», «меньше».
Медвежонок очень любит играть с клубками ниток мамы-Медведицы и нам предлагает поиграть.
- Сколько клубков? (много)
- Сколько детей будет играть с клубками? (много)
- Как узнать, поровну ли клубков и детей?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: надо каждому ребенку взять по клубку.
Дети берут по клубку.
- Всем хватило клубков? (Да)
- Остались ли лишние? (Да, в коробке на 2 клубка больше, чем детей)
- Поровну ли клубков и детей? (нет)
- Чего больше? (Больше клубков)
Воспитатель фиксирует вывод: каждый ребенок взял по клубку, и остались лишние, поэтому клубков больше, чем детей, а детей меньше, чем клубков.
(дети играют с клубками, поочередно катая их друг другу, при этом воспитатель акцентирует внимание детей на форме клубков, актуализирует знания о свойствах шара)
В: Ребята, мы поиграли с клубками ниток мамы-Медведицы и перепутали их, давайте поможем Медвежонку навести порядок и разложить их по коробкам:
- Положите один большой красный клубок в зеленую коробку, а в синюю коробку – много маленьких клубков одинакового цвета
- Чего больше : больших клубков или маленьких? (маленьких)
Часть 2.
Дидактические задачи:
1) закреплять умение определять равночисленность групп предметов с помощью составления пар;
2) закреплять умение определять и называть цвета предметов, формировать опыт составления простейшей закономерности изменения цвета.
Медвежонок спрашивает, что можно подарить маме, кроме цветов. (ответы детей)
Воспитатель подводит итог и называет вариант «бусы» Предлагает сделать для мам разноцветные бусы.
- Хотите сделать такие бусы?
Дети садятся за столы, на которых лежат белые полоски бумаги, а на них вперемешку 3красных и 3синих круга – это бусины.
Воспитатель предлагает взять все синие бусины.
- Какого цвета взяли бусины? (Синие)
- Какого цвета бусины остались? (Красные)
Воспитатель спрашивает, а поровну ли бусин или каких – то больше или меньше.
- Как это можно узнать?
Дети вместе с воспитателем выкладывают в ряд синие круги, а под – ними красные
- Поровну ли синих и красных бусин? (Поровну)
Воспитатель уточняет, что красных и синих бусин поровну, потому что около каждой синей бусины лежит одна красная.
- Давайте собирать бусы для мамы
- Возьмем синюю бусину, рядом положим красную, снова синюю, снова красную
- Какую следующую бусину надо положить?
- А какую за ней?
(дети выкладывают бусины)
Дети любуются бусами других детей (если останется время можно приклеить, если нет, то переносим процесс приклеивания в «последующую работу»)
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на протяжении занятия, создать ситуацию успеха.
Дети собираются в круг вместе с воспитателем и Медвежонком.
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (помогали Медвежонку делать подарок для мамы)
- Справились ли с заданиями?
- Научились определять «столько же», «поровну», «больше», «меньше» предметов.
Медвежонок благодарит детей,
( Если времени не останется: берёт бусы, а они рассыпаются)
-Что можно сделать, чтобы они не рассыпались?
(выслушав ответы детей, предлагает позже приклеить бусины клеем)
Последующая работа:
• Последующая работа по ФЭМП в технологии «Ситуация»;
• Продолжать формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
• Проведение выставки детского творчества «Бусы для мамы».