Елена Самылова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства и виды тканей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с видами и свойствами тканей.
Задачи:
1. Обучающие:
• знакомить с происхождением тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань,
• опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,
• сравнить свойства бумаги и ткани,
• уточнить знания о значении одежды для человека,
• знакомить понятием «швея», «ткачиха»,
• показать возможность изображения свойств ткани с помощью схематических рисунков.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Свойства и виды тканей“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
• приобщать к элементарной экспериментально-исследовательской деятельности,
• развивать сенсорные способности,
• обогащать словарь по теме.
3. Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к профессии швеи,
• воспитывать добрые взаимоотношения в совместной деятельности.
Оборудование и материалы:
• кукла из бумаги с комплектом одежды,
• коллекция тканей,
• лупы 10 штук,
• зонт,
• лейка с водой,
• большой пластмассовый таз,
• образцы «Лен» (растение, «Хлопок» (растение,
• нитки шерстяные,
• образцы тканей: лен, хлопок, шерсть, плащевка, шелк,
• картинка «швея»,
• значки из картона «ножницы», «тазик», «утюг», «девочка под зонтом»
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Посмотрите, сегодня у нас в гостях вот такая кукла (бумажная кукла с нарядами). Из чего она сделана? (из бумаги).
Воспитатель: Кукла Ира – модница. У неё много нарядов. Какие наряды у неё есть? (Платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка.)
Как вы думаете, зачем Ире так много одежды?
Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник.
Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, осенью в пальто.
Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?
Воспитатель: Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много одежды, то не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться. А я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.
Воспитатель: а зачем люди носят одежду? (Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.)
Кукла Ира из бумаги, поэтому и одежда у неё какая? (бумажная). А из чего шьют одежду для людей? (из ткани, кожи, меха).
А кто знает, как называется человек, который шьет одежду, постельное белье и другие вещи из ткани? (Это швея.)
Показ иллюстрации «Швея».
Воспитатель: Посмотрите, на столе коллекция тканей. Возьмите в руки, потрогайте ткань, почувствуйте, какая ткань на ощупь. (Дети рассматривают ткани, исследуют на ощупь).
Воспитатель: Расскажите, какие ткани вам понравились. Почему понравилась именно эта ткань?
В ходе беседы воспитатель задает вопросы: Какая ткань по цвету, мягкая или жесткая, прозрачная или плотная, нежная или прочная и т. д.
Дети садятся за стол. Перед ними лупы, листы белого картона 5х5, простые карандаши.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего делают ткани? (Из ниток). Ткани разные, но у них есть одно сходство: все ткани сделаны из ниток.
Воспитатель: А что это за предметы? Для чего они? Это лупы. В лупе есть увеличительное стекло, оно увеличивает изображение и помогает лучше рассмотреть из чего состоит ткань.
Воспитатель: Посмотрите через увеличительное стекло на ткань, что вы видите? (волокна, нитки). Как расположены нитки в ткани? (Вдоль и поперёк). Попробуйте это изобразить с помощью линий. А вы заметили, что нити ткани переплетены.
Показать полотняное переплетение из бумаги, выполненное из полос двух цветов.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета могут быть ткани? Ответы детей.
Воспитатель: А как можно изобразить с помощью значка, что ткани бывают разного цвета? Например, нарисовать кружочки разного цвета, или приклеить фигурки из цветной бумаги на картон (на столе есть картон 10х10, клей, кусочки цветной бумаги). Кто-то из детей выполняет, либо воспитатель пользуется заготовленным значком. Вывесить значок на доску.
Воспитатель: Перед вами лежат полоски бумаги и ткани. Возьмем бумагу и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (Она помялась и не выпрямляется). Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью. (Помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А вот ваши мамы дома при помощи чего делают ткань вашей одежды гладкой? (Если ткань прогладить утюгом, она станет гладкой, выглаженной).
Воспитатель: Я изобразила с помощью значка «утюжок» то, что ткань можно гладить. (Вывесить значок.)
Воспитатель: Попробуем порвать бумагу. Рвется легко? А если порвать ткань? (Дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага? (Ткань).
Воспитатель: Иногда возникает в жизни такая ситуация, что нужно разделить кусочек ткани на части, раскроить его. Как это можно сделать? (с помощью ножниц ткань можно расстричь.)
Дети пытаются разделить кусок ткани на две части с помощью ножниц.
Воспитатель: Как вы думаете, какой значок может показать, что ткань можно стричь? (Значок «ножницы», вывесить.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду, закроем глаза и хлопнем 8 раз в ладоши? (Бумага намокла и расползается в руках). То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (Она только намокла, но осталась прежней). Ткань намокает и впитывает воду. (Значок «тазик».)
Воспитатель: Но есть на свете такая ткань, которая называется «плащевка». Из неё делают зонтики, плащи, куртки. Попробуйте её опустить в воду и достаньте из воды, что происходит с тканью? (Ткань не намокает, вода с неё скатывается).
Опыт с зонтиком.
Воспитатель: Полью воду из лейки на зонт, а вы посмотрите, что произойдёт. (Вода скатывается, зонт не промокает). Почему? (Он сделан из плащевки, такая ткань не впитывает воду). (Значок «девочка в плаще под зонтом».)
Физкультминутка.
Подведение итогов:
Воспитатель: Интересно ли вам было сегодня на занятии? О чем мы беседовали? (о тканях). Что вы сегодня узнали и хотели бы рассказать вашим мамам, папам? Какие мы видели ткани? (Хлопок, лен, шерсть, шелк, плащевка). Какие свойства ткани мы изобразили с помощью значков? (Нити в ткани расположены вдоль и поперек, ткани бывают разного цвета, ткань мнётся, но её можно разгладить утюгом, ткань не рвется, но её можно расстричь, ткань намокает и впитывает воду, а вот плащевка не намокает).
Как называют профессию человека, который шьет одежду или другие изделия из ткани? (швея)