Марина Мариненко
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «История Великого государства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Среднесибирская СОШ» структурное подразделение Среднесибирский детский сад Тальменского района Алтайского края
Конспект
Открытой непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
(для детей подготовительной группы)
Тема: «История Великого государства»
ОО «Познавательное развитие»
Автор-разработчик:
Мариненко Марина Ивановна
МКОУ «Среднесибирская СОШ» СП Среднесибирский детский сад,
воспитатель
Публикация «Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию „История Великого государства“» размещена в разделах
п. Среднесибирский
2018г.
Схема проведения открытой образовательной деятельности
Педагог (ФИО) Мариненко Марина Ивановна
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Тема ООД: «История Великого государства»
Характеристика группы: подготовительная группа, дети 6-7 лет, мальчиков – 3, девочек – 9, детский сад общеразвивающего типа
Наглядный материал: иллюстрации памятников героям Великой Отечественной войны («Советскому солдату», «Родина-мать», даты «1941-1945», «28 панфиловцев», скульптуры героев- тальменцев, демонстрационные картинки маршалов, героев ВОВ (летчиков, танкистов, артиллеристов, моряков, прославившихся своими поступками, Книга памяти, картинки- пазлы)
Оборудование: музыкальный центр (песня «С чего начинается Родина», «Отчего так в России березы шумят»)
Актуальность
Родина. Кажется, что детям достаточно знать, что Родина – это страна, в которой мы живем, это наш президент, это березки, родной дом. Это садик, в который они ходят, и люди, которые окружают их. Несомненно, это так. Об этом мы беседуем с детьми постоянно, анализируем программные стихотворения. Но чтобы объяснить детям такие понятия как патриотизм, смелость, отвага, защита родной земли, дома, нужно немного больше. Я приняла решение, и стала вносить в беседы рассказы о людях, которые в жизни были самыми обычными людьми. Но любовь к семье, людям, к Родине, родной земле сподвигла их на подвиги, и они не жалели жизней своих, отбивая города, села от врагов, спасая жизни других, бросаясь на амбразуры. И им мы обязаны и чистым небом, и миром. Стихотворения, сложные по содержанию, объёму, читали дети, обладающие, скажем, талантом передавать чувства словом. Ведь учить детей состраданию, сопереживанию, сочувствию нужно с детства, а дети подготовительной группы эмоционально готовы принять это. Предварительная работа столь же объёмна, сколько необходима. Дети этого возраста должны понимать и знать, что без памяти, без прошлого не будет будущего. Это хоть и не фундамент, но ступень к пониманию ценности человеческой жизни.
Программные задачи:
Образовательные :
- дать представление о размерах нашей Родины, о её ценности для каждого человека;
- вызвать интерес к истории России, родного края, к личностям, чьи имена вписаны в монолит истории, в том числе на аллее Славы Тальменского района;
- закрепить факты истории родного края
Развивающие:
- развивать желание сохранить и преумножить богатства родного края;
- развивать нравственно-патриотические качества, гордость и гуманизм;
- развивать эмоциональную сферу детей, вызывая сочувствие, сопереживание
Воспитательные :
- воспитывать уважительное отношение к людям, особенно пожилым;
- воспитывать детей настоящими гражданами своей страны;
- с гордостью носить на груди георгиевскую ленту
Предварительная работа:
- работа с родителями (рекомендации по прочтению рассказов о войне, стихотворений, рассматривание семейных альбомов, рассказы о дедушках и бабушках, о военной службе пап);
- изучение жизни (биографии) героев из цикла «Герои Великой Отечественной войны»;
- фотовыставки на тему «Помним героев в лицо», «Военная техника» (как военных лет, так и современная);
- книжная выставка о ВОВ;
- сюжетно-ролевые игры («Помочь раненому», «Донесение в штаб», «Разведчики»);
- спортивно-патриотическая игра «Зарничка»;
- разучивание стихотворений «Это было в мае на рассвете», «Чулочки»
1. Организационный момент
Образовательные задачи :
дать представление о размерах нашей Родины, о её ценности для каждого человека;
Развивающие задачи:
развивать желание сохранить и преумножить богатства родного края;
Воспитательные задачи :
воспитывать в детях маленьких хозяев своего огромного дома - Россия
Деятельность
детей Деятельность педагога Примечание
Дети (в парадной одежде) усаживаются полукругом. На груди у детей прикреплена георгиевская ленточка
Каждый ребенок дает свой ответ: кто-то работает по стихотворению, кто-то рассуждает самостоятельно
Каждый ребенок старается назвать слово, чтобы оно не повторялось (сторонушка, красная сторонка, земля-матушка, семья, Отчизна, милая сторонка, родная земля, любимая, родная, ненаглядная, неповторимая)
Дети вспоминают, называют изображенные личности, рассказывают об их жизни, подвигах
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Родина. Она у человека одна. За неё отдают жизнь, её берегут, о ней пишут писатели рассказы, повести, романы, её восхваляют в своих стихах поэты.
Если скажу слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ребята, а как вы понимаете слово РОДИНА? Что оно значит для вас?
Если бы вам сказали, опишите Родину, чувства к ней одним словом, то какое слово вы выбрали?
Родине, земле родной, выпало немало страданий. Много врагов посягало на родную Землю. Вспомните из произведений, истории имена защитников. В помощь вам портреты, картины. Называя их, отметьте, чем они вам запомнились.
Да, и богатыри, и исторические личности - всё говорит о том, что земля наша была под надежной защитой и армии, и застав, и крепостей, а самое главное – веры людей, полных надежны и любви.
Дети психологически настраиваются на беседу: восприятие, анализ услышанного и дачу полных ответов
Ответы детей, основанные на услышанном тексте стихотворения, на беседах с родителями
Дети высказывают своё мнение, отстаивают его, приводя свои примеры
На магнитной доске расположены картины исторических личностей (Суворов, Кутузов, Невский, Георгий Победоносец, богатыри)
2. Основная часть образовательной деятельности
Образовательные задачи :
- вызвать интерес к истории России, родного края, к личностям, чьи имена вписаны в монолит истории, в том числе на аллее Славы Тальменского района
Развивающие задачи:
- развивать нравственно-патриотические качества, гордость и гуманизм;
Воспитательные задачи :
- воспитывать любовь к Родине, к семье;
- воспитывать чувство благодарности к людям, отдавшим свои жизни за мир
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети (по желанию) озвучивают первую дату, затем-вторую
(1941-1945)
1941 год-начало войны.
1945 год – Победа!
Дети отвечают, поднимая руки
1. Великая Отечественная война.
2. Потому что весь народ защищал родную землю (отвечают 2-3 ребенка, у каждого свой ответ)
3. Дедушки, бабушки, папы, братья, сыновья, дочки, маленькие дети.
4. Сталин
5. Жуков, Конев, Рокоссовский.
6. Против захватчиков, фашистской армии.
7. Более 27 миллионов человек.
8. Космодемьянская З. А., Матросов А. М., Маресьев А. П., Гастелло Н. Ф., Павличенко Л. М., Жуков Г. К., Конев И. С., Покрышкин. А. И., Панфилов И. В.
Казарцев А. И., Быстров В. А., Лебедев В. М., Басов И. С., Косолапов В. И., Сидякин В. П. и др.
9. Мемориалы, семейные альбомы, библиотеки, архивы, книги, фильмы, музеи, из бесед с родителями, дедушками (прадедушками) А теперь обратите внимание на доску. Вы видите даты. Это памятные даты для всего человечества, для каждой семьи. Кто прочитает эти даты? Кто знает или помнит, что означают эти даты?
Давайте вспомним наши беседы, факты, которые нужно помнить, нельзя забывать, то, о чем с вами беседовали родители.
1941-1945.
1. Как в народе была названа эта война?
2. Почему, по-вашему, Великая?
3. Кто шел на войну?
4. Кто был главнокомандующим?
5. Назовите фамилии известных маршалов
6. Против кого пришлось воевать нашей армии?
7. Сколько людей погибло в годы ВО войны?
8. Назовите героев, их подвиги, героев-тальменцев.
9. Где можно в наши дни узнать о подвигах, о сражениях?
На доске крупным планом рисунки: памятник «Советскому солдату», «Родина-мать», даты «1941-1945», портреты героев-Тальменцев, «28 панфиловцев» и др.
Отвечают по очереди, не выкрикивая
Дать понять детям, что немецкая нация не есть фашизм
Изучали с детьми подвиги, жизнь героев, рассматривали портреты (подсказки-портреты на доске)
Физминутка
Группа, по росту на построение становись. Равняйсь. Смирно (выполнение команд налево, направо, кругом в разной последовательности).
На 1-2 рассчитайсь. Первые - на месте, вторые - два шага вперед. Вольно. Командам подойти к столам с боевыми заданиями.
Дети работают по заданиям с картинками (оружие, техника)
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Моряк
2. Снаряд, ядро
3. Пограничник
1. Ракета
2. Танкист
3. Летчик
Дети каждой команды продолжают высказывание
Дети команд выполняют задание, дополняя ответ
Команды выполняют задание на скорость
Дети в ожидании итогов
Дети слушают стихотворения.
Читают стихи:
Никифорова Арина «Это было в мае на рассвете»;
Скворцова Ульяна «Чулочки» Задание № 1.
Команда 1: Выбрать военную технику.
Команда 2: Выбрать военное оружие.
Задание № 2
Блиц-опрос. (по 3-4 вопроса на время)
1. Боец на корабле
2. Чем заряжают пушку
3. Кто защищает границу
1. На чем отправляются в космос
2. Танком управляет
3. Охраняет воздушное пространство
Задание № 3
Продолжите выражение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», «Велика Россия, а отступать некуда-позади Москва», «Пленный, но не раб», «Разведка - глаза и уши армии»
Задание № 4
Объяснить значение выражения для команды 1 «стальные нервы»,
для команды 2 «каменное сердце»
Задание № 5
Собрать фигуру (пазлы) на время.
Подведем итоги выполнения боевых заданий. Уважаемые гости, огласите результат
А теперь мы можем прослушать стихотворения, которые отражают картины войны
Награда - звезда
(вручают гости)
Правильный ответ – звезда, по количеству правильных ответов
(вручают гости)
Проводилась предварительная работа по смысловому значению высказываний при изучении материалов, рассказов о ВО войне
(по звезде за ответ)
По звезде за ответ
(вручают гости)
Побеждает команда, выполнившая первой задание
(звезда победителю)
Гости поздравляют ребят с отличным выполнением заданий, подводят итоги (подсчитывают количество звезд, вручают победителям медали.
3. Заключительная часть
Образовательные задачи :
- закрепить факты истории родного края
Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную сферу детей, вызывая сочувствие, сопереживание
Воспитательные задачи :
- воспитывать уважение к своему народу, человеку
Деятельность
детей Деятельность
педагога Примечание
- Да!
- Защищать Родину. Президент.
- Помнить историю.
- Да! Скажите, ребята, нужна ли России армия? Почему? Кто стоит во главе армии и страны? Что должен делать каждый человек? Вы будете защищать Родину?
В заключении я скажу: чтобы жить мирно, нужно знать и помнить историю, героев своей страны. И еще нужно понимать, что только любящие Родину, родную землю, дом, людей, смогут всегда её защитить. Фоном звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
Список литературы
1. Г. Н. Данилина. Дошкольнику об истории и культуре России. – М. : Аркти, 2003.
2. Герои войны. Комплект наглядных пособий ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. - М. : ТЦ Сфера