Елена Макарчук
Консультация для родителей по детскому экспериментированию «Самое лучшее открытие — то, которое ребёнок делает сам»
▼ Скачать + Заказать документы
САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ – ТО, КОТОРОЕ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. Исследования, наблюдения, опыты развивают в детях наблюдательность, умение мыслить, анализировать. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика, смекалка сами по себе не окрепнут. Тут должны помочь и родитель, и педагоги. Мы привыкли, что знания передаются в основном через глаза, уши, но если знания приходят через руки, то возникает умение видеть мир и понимать законы природы. Только нельзя эксперимент превращать в подобие хорового пения. «Возьмите в правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску. Лучше сказать: «Вам нужно получить смесь из этих материалов. Давайте подумаем, как это лучше сделать». И нельзя упрекать за неудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у других нет, и суметь с интересом для всех в ней разобраться. Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности, подвижности. Задача взрослых – содействовать первоначальному успеху в экспериментах, чтобы вызывать радостные чувства. Важней не быстрый результат, а возникновение атмосферы детской лаборатории.
Публикация «Консультация для родителей по детскому экспериментированию „Самое лучшее открытие — то, которое ребёнок делает сам“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ
Любая наука опирается на закономерности, имеющиеся в природе. Научиться их видеть, понимать, воспроизводить – дело совсем на простое. Собственные открытия даже «нехитрых» секретов природы способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию. Работа по развитию у дошкольников познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (многообразие живых организмов);
- неживая природа (вода, воздух, свет, звук, вес, электричество);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы, их свойства).
Не следует ругать юных естествоиспытателей за небрежность, испорченные материалы, неудачно проведенный опыт. При ощущении поддержки взрослого в ходе дела ребенок преодолеет чувство страха, нерешимости, неуверенности в себе. У него проснется инициатива, зародиться настойчивость и появиться желание познать мир.
Окружающий мир таит немало тайн, ожидающих своих исследователей. «С небольшого ручейка начинается река», а из простых опытов начинается путь в тайны природы, науки. Надо разжечь у ребят исследовательский огонек, вызвать желание наблюдать, задавать вопросы, проверять свои догадки опытами, придумывать теории.
ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Тема:
«Воздух»
«Сжимание воздуха»
Материал: пробирка с мыльной пеной, резиновая пробка, через которую проходит стеклянная трубка (ею закрываем плотно пробирку).
Ход опыта: вдуваем через трубку в пробирку воздух ртом, под давлением этого воздуха объем пены уменьшится.
В медицине используют кислородные коктейли: в витаминные соли, целебные отвары трав под давлением подается кислород, который образует пенку. Его глотают вместе с вкусной пенкой.
Тема:
«Бумага»
«Что падает быстрее: монета или листок бумаги? Мятый лист или гладкий?» (Вывод: сопротивление воздуха)
Тема:
«Вода»
Опыты: «Вода – растворитель», «Вода из продуктов», «Почему лед тонет?», «Какая капля больше: холодная или горячая?».
Тема:
«Магнит»
Опыты: «Притягиваются – не притягиваются», «Необычная скрепка».
Тема:
«Звук»
Опыты: «Где живет эхо?», «Как распространяется звук?»
В развитии исследовательской деятельности можно использовать кроме опытов и алгоритмы, и схемы, и модели. Формы работы в данном направлении разнообразны. Давайте создавать разнообразные условия и ситуации, привлекающие детей к познанию мира. Мир человеческих знаний безгранично интересный и неимоверно разнообразный. Счастье узнавать его.