Валентина Волобуева
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о правилах поведения в мире природы, знакомство с деятельностью заповедников
.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
-Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. - Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
- Дать детям определение, что такое заповедники, познакомиться с их функцией.
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие
Планируемые результаты: знать правилам поведения на природе, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, познакомиться с функцией и деятельностью заповедников.
Целевые ориентиры: развитие интересов детей, любознательности ; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: ноутбук, доска, корзиночка
Для детей: пластилин, доска для работы с пластилином,
Ход образовательной деятельности
Мотивация:
Воспитатель:
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра. (Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: а хотите отправиться путешествовать в мир природы, давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно скажите:
Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и полюбуемся красотой леса. Но лес то особенный. Здесь птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Посмотрите внимательно, что случилось в лесу?
Люди на природе отдыхали
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Воспитатель:- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему?
- А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей).
- А как мы можем собрать мусор в этом лесу, ведь мы с вами ничего не взяли?
Дети: Рассуждения детей
Воспитатель: Посмотрите, здесь даже лежат пирожки, которые Машенька несла для дедушки с бабушкой. Как вы думаете, почему она их здесь оставила, что могло случиться с Машенькой, а может она их намеренно оставила?
Дети: Рассуждения детей.
Воспитатель: Конечно, мы можем предположить, что девочку кто – то напугал, и ей пришлось убегать, а может быть она поняла, что в лесу не всё в порядке и кто – то нуждается в еде. И если Машенька оставила пирожки, чтобы накормить голодных лесных жителей, значит она добрая девочка. Идём с вами дальше.
Воспитатель: Вы слышите, кажется эта берёзка что – то говорит нам?
Береза: Ребята, за что же люди так меня обидели? Я так старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком. Мои березовые листочки и почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки – радуют глаза своей красотой. А люди обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а еще и подожгли его. Ох! Ох! Ох!
Воспитатель: Ребята, мы с вами поможем берёзке, мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье. А для нашей березки мы приготовили подарки. Я буду говорить что мы дарим, а вы будете объяснять для чего этот подарок.
Воспитатель – мы дарим тебе птицу – она будет тебе другом и спасет от гусениц;
- мы дарим тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет;
- мы дарим тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя;
- мы дарим тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя;
- мы дарим тебе зеленые листочки – пусть у тебя, их вырастет много-много; они будут шуметь, а мы придём послушать шум и спрячемся под ними от жаркого солнца;
- мы дарим тебе семена – пусть у тебя будет много – много семян, а из них вырастет много твоих деток – новых березок.
Береза: спасибо вам, добрые дети, за подарки, а теперь научите других помогать природе.
Актуализация знаний
Воспитатель: Давайте расскажем как правильно вести себя в лесу
- Игра «Что можно, а что нельзя»
Воспитатель: Если это можно делать в лесу - хлопаем в ладошки, если нельзя – топаем ногами.
1 Слушать громко музыку.
2 Ходить по тропинкам.
3 Бросать мусор.
4 Топтать и рвать цветы.
5 Мыть машины.
6 Ловить жуков и бабочек.
7 Разводить огонь.
8 Разорять муравейники.
9 рвать паутины.
10. Не лезть в птичьи гнёзда.
Воспитатель: Посмотрите, здесь под деревьями растут какие – то растения. Я слышала, что они бывают добрые и злые. Как вы думаете, какие растения называют добрыми
Ответ детей (лекарственные)
Воспитатель: А какие лекарственные растения вы знаете?
Ответ детей
- А какие растения называют злыми
Ответ детей (ядовитые)
- А какие ядовитые растения вы знаете?
Воспитатель показывает слайды с ядовитыми растениями
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели, а сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Садимся на место и отправляемся дальше
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, поможем муравьям?
Дети:- Поможем.
Воспитатель:- А может не стоит. Зачем они нужны нашему лесу?
Дети:- Муравьи-санитары леса. Муравейники гарантируют здоровье лесу. Ещё они рыхлят почву, уничтожают тлю.
Воспитатель: Тогда мы поможем муравьям. Уберём камни с муравейника. Восстановим муравейник. Как я рада за вас ребята. Вы помогли муравьишкам.
Открытие новых знаний.
Воспитатель: В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Расскажите, как это происходит?
Ответ детей
Воспитатель: Люди создают заповедники - это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповедниках охраняется всё : трава, птицы, грибы, рыбы, животные.
- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?
Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы : не рвать цветы, не кричать, не включать громко музыку, не разорять птичьи гнёзда, не мусорить, не разорять муравейники, не разводить костры, не обижать животных, не ломать деревья, не разрушать грибницы. Мы с вами всем помогали по дороге, только забыли помочь Машеньке, ей ведь надо принести пирожки бабушке с дедушкой. А давайте мы их вылепим, чтобы Машенька смогла их отнести. Дети работают за столами.
Воспитатель: Мы с вами сложим все пирожки в корзиночку и оставим здесь в лесу, а птички сообщат Маше, где найти корзиночку. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите: Ветерок подуй сильней, унеси нас в сад скорей. Вот и закончилось наше путешествие в мир природы.
Рефлексия
- Скажите, что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей)
- Я думаю, что после сегодняшней встречи вы будите соблюдать правила поведения в природе. И научите этому других.
- Перед вами на столах разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего путешествия в мир природы. (рассказы детей, почему они выбрали ту или иную эмоцию).
Воспитатель: Я благодарю Вас дети за активное участие.