Павленко Светлана
Конспект образовательной деятельности на нравственно-духовную тему «Семья. Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока: Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.
Задачи:
1. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.
2. Воспитывать ценнейшие качества человека : любовь, доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.
3. Укреплять привязанность к членам своей семьи.
4. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.
5. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в обществе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности на нравственно-духовную тему „Семья, Семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Оборудование: картинки с героями сказок, фотографии «Моя Семья»; ребусы, презентация
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Приветствие детей: Как соберётся наш семейный круг,
Любое дело спорится в сто рук,
Ведь труд у нас всегда в почёте
И всех родных, вы даже, не сочтёте,
И каждый лучший самый друг.
Традиций много мы своих храним,
Мы дышим воздухом одним.
Воспитатель: Мне очень приятно видеть на ваших лицах сияющую улыбку, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать с интересного задания на смекалку. Как называются такие задания?
Ответ детей: Ребус
Воспитатель: Разгадайте ребус.
Воспитатель: Мы с Вами поговорим о самом главном на земле – о семье. Слово «семья» можно разделить на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких - же, как и я». И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр.
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. О чем будем говорить сегодня? Что же такое семья?
Ответы детей: О семье. Семья - это дом где живут наши родные, близкие люди. Семьи бывают большие и маленькие.
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой семье Вам будет лучше жить: в той, где вам всегда что-то указывают или в той, где с Вами советуются?
Ответы детей: лучше жить в семье, где все члены семьи помогают друг другу.
Воспитатель: Расскажите о своей семье. Составить рассказ вам поможет вот эта схема (показывает мнемотаблицу).
Воспитатель: Основа жизни семьи – труд. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие. Какие трудовые обязанности могут быть у каждого члена семьи?
Ответы детей: убрать посуду, вытереть пыль, пропылесосить, помыть полы, сходить в магазин и т. д
Воспитатель: Также обязательным условием создания счастья в семье является дружба. Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: потому что мы все совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтоб никого не огорчить
Воспитатель: Мне радостно, что у вас у каждого есть близкие люди, родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них. Когда станете взрослыми людьми, помнили о своих родных, уважали их (Предложить детям в кругу сказать лучшие пожелания своим семьям).
Игра «Скажи, о ком говорю»
Ход игры: Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику: «Любимая, заботливая, нежная - мама» «Добрая, милая, ласковая - бабушка» «Младший, смешной, непоседливый – брат» «Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа» «Веселая, умная, красивая - сестра» «Добрый, серьезный, умный - дедушка»
Игра «Семейные загадки»
Ход игры: педагог читает загадки, дети дают ответ.
1) Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша.
2) Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший.
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне.
3) Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша.
4) Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь?
Конечно.
5) Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый.
Воспитатель: В каждой семье соблюдаются определенные традиции. Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции дают ощущение единства в семье, сближают, укрепляют чувства. Какие семейные традиции в вашей семье?
Ответы детей: - Празднование семейных праздников. • Совместные игры. В таких играх принимают участие и взрослые, и дети. • Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждаются ситуации, строятся дальнейшие планы
2. Физминутка «Семья»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: Конечно, благополучие и счастье семьи невозможно без любви. Прежде всего, взаимная любовь родителей – главный фактор. Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости папы. В семье ты желанный ребенок.
В крепкой и дружной семье, основанной на любви, каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей другому члену семьи. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Воспитатель: Сейчас предлагаю решить ситуацию в семье (семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын - мультфильмы. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она "весь день ее ждала"; сын никак не может отказаться: он "ждал его еще дольше!"). Скажите, как поступить в данной ситуации.
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни?
Ответы детей:
– Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее?
Ответы детей: нужно помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя ничего в замен.
Воспитатель: Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но не просто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь узнать о ком идёт речь.
• Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
• Это девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
• Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах)
• Эта девочка очень любила свою бабушку, которая жила за лесом. Она заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка.)
• Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
Воспитатель: Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
По-настоящему добрым человеком, на мой взгляд, можно назвать такого человека, у которого открытое и доброе сердце.
Послушайте ещё одну притчу.
Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Ученик пришё л к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках.»
Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.
Я желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно, уютно.