Вагнер Светлана
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы по ФЦКМ на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Насекомые».
1. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.
2. Задачи:
• Расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.
• Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь по данной теме.
• Развивать мышление, слуховое восприятие.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Приоритетная образовательная область (области) : познание, развитие речи
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы по ФЦКМ на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
4. Планируемые результаты (исходя из цели и задач) : систематизируются знания о насекомых; закрепляются знания об их многообразии; дети узнают о строении тела насекомых; развивается и обогащается речь; развивается мышление; дети бережнее относятся к природе.
5. Целевые ориентиры: проявляет интерес к насекомым, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) :
Для воспитателя – фигурки насекомых, иллюстрации насекомых, мяч, кукла Петрушка, музыкальное сопровождение, шапочки пчелок.
Для детей – фотографии насекомых, лупы; карточки для игры «Кто лишний»; наборы геометрических фигур.
Содержание ОД :
1. Введение в ОД: мотивация детей; совместная постановка детской цели деятельности.
- Сегодня мы окунёмся в удивительный мир…Хотите узнать, куда мы с вами попадем? Я загадаю вам загадки, ответив на которые, вы сможете сами сказать о ком пойдёт речь.
2. Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).
Загадки. (По мере отгадывания перед детьми появляются отгадки)
1. У неё 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие – большие глаза.
Называют её …. (стрекоза)
2. Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её … (пчела)
3. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
(комар)
4. Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
(кузнечик)
5. Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(муравей)
6. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(бабочка)
7. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
(божья коровка)
- Как назвать их одним словом?
- Верно, насекомые. Так вот. Сегодня мы будем говорить об этих удивительных существах. Это – наши соседи, которые живут везде.
-Ребята, а где вам они встречались? Правильно. И в поле, и на лугу, и в воде, и в лесу. Просто на улице. И даже в домах.
Ребята, а вы знаете как их можно назвать ласково?
Игра с мячом “Назови ласково. ”
Комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха, муравей.
Давайте немного вместе поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.
Игра
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют вперед,
Укусить скорей спешит остальные поднимают, делают ритмичные
выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
3. Совместное «открытие» нового знания
Ребятки, мы так играли, что не заметили, как гости к нам пришли. Посмотрите кто это? (Петрушка.)
Петрушка. Здравствуйте ребята! Так весело здесь у вас, я решил к вам заглянуть.
- А что у тебя в руках, Петрушка?
Петрушка - Вы же знаете, ребята, что я люблю всё интересное и необычное. Вот я нашёл фотографии и лупы. И знаете, когда в них посмотришь, все картинки становятся большими. Даже страшно мне стало.
- Что же это за фотографии такие? (показать детям.)
- Ребята, кто на фото? (насекомые)
- А для чего нужна лупа?
Петрушка - А вы лупы возьмите и посмотрите, а я увижу страшно ли вам будет. (Дети берут лупы и фото насекомых.)
- И правда. Какими стали насекомые? (Они становятся большими.)
- Давайте рассмотрим их. А ты, Петрушка, слушай и запоминай!
- Давайте назовем части тела насекомых. Что находится в верхней части? и т. д. (Голова, грудь брюшко.) Что находиться на голове? На голове есть глаза, усики, хоботок. Что есть на грудке насекомых? К груди относятся лапки и крылышки. Сколько лапок у насекомых? Что находится у некоторых насекомых на конце брюшка? А у всех есть жало? (Жало втянуто в конец брюшка. Оно есть у пчёл, ос, муравьёв, шмелей.)
- Почему насекомые часто имеют необычную или яркую окраску? (Она их защищает, отпугивает врагов.)
- Как ещё защищаются насекомые? (Бегством, притворяются мёртвыми, маскируется под части растений, выделяют неприятные запахи, атакуют, могут даже шипеть – некоторые тараканы.)
- Ребята, а как нам нужно относиться к насекомым? Почему?
4. Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания).
Упражнение “Подскажи словечко. ”
- Вот мы рассматривали насекомых на фото. Скажите мне, как менялись части тела насекомых под лупой?
У стрекозы не глаза, а глазищи.
У муравья не ножки, а ….
У таракана не усы, а.
У бабочки не крыло, а …
У мухи не головка, а …
У божьей коровки не грудь, а …
- Мы увидели не жука, а огромного ….
Не таракана – а, не комара – а ….
Физминутка.
(Дети стоят в кругу, ведут хоровод и поют. В центре круга ребёнок, в шапочке пчёлки, “летает”. Вылетает из круга, вновь залетает.)
Кто в саду? Кто в саду? Пчёлка в розовом саду.
Кто в саду? Кто в саду? Пчёлка в розовом саду.
Пчёлка летает с цветочка на цветочек,
Пчёлка летает с листочка на листочек.
Пчёлка, скажи – где же твой дружочек?
Пчёлка, скажи – где же твой дружок?
(На последнем слове песенки ребёнок-пчёлка останавливается напротив другого ребёнка. Теперь в круге две пчёлки.)
5. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
Ребята, а сейчас я предлагаю, пройти за столы. На каждом столе лежит по 8 картинок – вам нужно взять каждому 1 картинку насекомого.
- Почему вы не взяли оставшиеся картинки? (Там не насекомые)
- А теперь внимательно посмотрите на насекомых за своим столом и найдите одного лишнего, объясните почему? А Петрушка вам поможет. (наводящие вопросы при затруднении)
Дидактическая игра “Что лишнее”. (карточки)
Пчела, оса, муха, шмель. (нет жала)
Стрекоза, божья коровка, кузнечик, бабочка. (не летает)
Таракан, муха, муравьи, стрекоза. (не живёт в домах)
Божья коровка, комар, муравей, стрекоза. (нет крыльев)
Дополнительное задание.
Давайте составим из геометрических фигур стрекозу. (Работа в парах.)
6. Подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
Ребятки, кто сегодня у нас в гостях? Что он нам принес? Что интересного мы ему рассказали? Что вам запомнилось, понравилось? Как нужно относиться к насекомым?
- А ты, Петрушка, узнал что-нибудь новенького? (Ответ Петрушки зависит от того, что скажут дети.)
Петрушка. - Вы замечательно поработали! Я очень много у вас узнал. Мне пора с вами прощаться, а на память, я хотел бы вам подарить раскраски насекомых.