Зольникова Тамара
Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы «Лекарственные растения — средства оздоровления»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе образовательной деятельности, творческое воображение.
Задачи:
Образовательная: Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях;
Развивающая :Расширять кругозор, развивать связную речь, мышление;
Публикация «Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы „Лекарственные растения — средства оздоровления“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Воспитывающая: Воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Оборудование: Презентация «Лекарственные растения», гербарий «Растения нашего края», дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию?».
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений.
- Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы оказались на летнем лугу.
Воспитатель читает стихотворение Рождественского В. В.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Воспитатель загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения :
-Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая. (Ромашка)
-Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок (Мать-и-мачеха)
Воспитатель
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.
- Крапиву, мать-и-мачеху, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?
Ответы детей (Это лекарственные растения)
- Для чего они нужны человеку?
Ответы детей (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)
Воспитатель
-Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
-Лекарственных растений много, но мы сегодня поговорим о некоторых из них.
-Посмотрите на это растение (Показ слайда 2).
-Он растет вдоль дорог. Листья у него упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Его называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
- Кто знает, как оно называется?
Ответы детей (Подорожник)
Ребёнок в костюме подорожника.
Стих
Подорожник под ногами –
Землю застелил коврами.
Лапы им Песец лечил,
И теперь зверь полон сил.
Воспитатель
- Его можно встретить на лугах и лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка — ажурные края. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита, снятия воспаления.
-Подумайте, как называется это растение (Показ слайда 3)
Ответы детей (Тысячелистник)
Ребёнок в костюме тысячелистника.
Стих
Тысячелистник - пахнет
сладко и смолисто,
В зонт бело - розовый
собрал свои цветочки
На стебле - тысяча
мельчайших листьев
Возьмите сосчитайте –
это - точно!
- Предлагаю посмотреть на другое растение. (Показ слайда 4)
- О каком растении говорят, что оно жжет? Кто знает, как оно называется? Ответы детей (Крапива)
-Правильно, рекомендуют крапиву при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах. Применяют как ранозаживляющее, при кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе. Настой из листьев используют для полоскания горла, а так же для укрепления волос.
Ребенок в костюме крапивы.
Стих
Очень часто тело жжёт -
Себя сильно бережёт,
А растёт неприхотлива
Травянистая крапива.
Воспитатель (Показ слайда 5)
-Применяют ее как успокаивающее, противопростудное средство. Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
– Что это за растение?
Ответы детей (Ромашка)
Ребенок в костюме ромашки.
стих
На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
Воспитатель (Показ слайда 6)
- Это лекарственное растение применяют в двух случаях — при кашле внутрь и гнойных нарывах наружно. Сегодня оно из первых лекарственных растений при кашле.
- Как думаете, о каком растении идет речь?
Ответы детей (мать –и- мачиха)
Ребенок в костюме мать-и-мачихи.
стих
Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!
-Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Физкультминутка"Мы по лугу прогулялись"
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
(Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
(Шагаем на месте.)
-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?
Ответы детей. (в мае месяце, на лугу, в лесу, в поле).
- А сейчас я вам назову некоторые правила сбора лекарственных растений, слушай и запоминайте:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
-Почему?
Ответы детей (если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться).
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
- Почему?
Ответы детей (обсохшие от росы растения, не испортятся во время сушки и хранения).
-А что может произойти с мокрыми от росы растениями во время сушки и хранения?
Ответы детей (они загниют и будут не пригодны для лечения).
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?
Ответы детей (Растения там отравлены ядами от проезжающего транспорта).
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. Почему?
Ответы детей (На солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется).
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему?
Ответы детей. (Чтобы сохранить растения для дальнейшего размножения).
- Правильно, молодцы.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
Ответы детей. (Они находятся на грани исчезновения).
- А теперь посмотрите на эти растения в засушенном виде. (Показ гербария «Растения нашего края»).
- Ребята, а теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного воспитателем.
Материал: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Воспитатель раскладывает карточки с изображением различных растений. Называет одно из изображенных на карточке лекарственных растений. Например, крапива. Дети собирают все карточки с изображением крапивы. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.
Итог:
-Ребята с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?
(Ответы детей)
- Молодцы, на этом наше занятие закончено. Спасибо за работу!
Литература
1. Путырский, И. Н. Универсальная энциклопедия лекарственных растений. / И. Н. Путырский, В. Н. Прохоров. : Изд-во Книжный дом, Махаон, 2000.-605 с.
2. Бондаренко, Т. М. Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада. / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Изд-во Учитель, 2009.-666 с.