Папки-передвижки

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»

Диана Рославлева
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка к занятию по поисково-познавательной деятельности

«Как живут растения

Занятие для детей подготовительной к школе группы, составлено в соответствии с программой «Экологическая этика» Рославлевой Д. А. Занятие направлено на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников, протекающей в форме экспериментальных действий. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности „Как живут растения?“» размещена в разделах

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Программное содержание: обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительного мира; учить понимать происходящие процессы в природе и быть заботливыми по отношению к растениям.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.

Особенностью данного занятия является применение метода шести шляп мышления (З. де Боно).

Материал: изображение «мамы», кленового листочка, мальчика, капли воды, углекислого газа, солнца (для инсценировки сказки); фотография с изображением космонавтов на луне, сотовый телефон; плакат «Растения»; стаканы с водой, трубочки для сока, губки; земля,; вырезанные из цветной бумаги цветы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Давайте поздороваемся и согреем друг друга своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

- Сядьте на стульчики и наденьте белые шляпы.

- Ребята, к нам пришло письмо. А в конверте лежит фотография (показ фотографии, на которой изображены космонавты на луне).

Дети рассматривают фотографию.

- Что здесь изображено? (луна и космонавты)

- А как вы догадались? (ответы детей)

- Что на них надето? (скафандры)

- А почему космонавты находятся в космосе только в специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (чтобы дышать)

- А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (нет)

- А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (ответы детей)

- Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

2. Приходит СМС-ка (раздается соответствующий сигнал телефона и воспитатель читает) :

«Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я хотел бы узнать, что такое растения и как они живут? Помогите, пожалуйста!

Лунтик!»

- Ребята, поможем Лунтику; объясним, что такое растение и как они живут? (да)

- Тогда, давайте вспомним, какие государства есть в царстве растений (травы, деревья и кустарники) и как отличить растения разных государств? (у трав стебель, у деревьев один ствол, у кустарников два и более стволов)

- Ребята, а растения живые или неживые? (ответы детей)

- А почему вы говорите, что они живые? (питаются, дышат, размножаются, растут)

- Растут, т. е. увеличиваются в размерах: это понятно. А вот как растения едят : неужели они едят суп и кашу? (нет)

- Ребята, я расскажу вам сейчас сказку «Еда для растений», прослушав которую вы поймете как питаются растения. Оденьте синюю шляпу и послушайте:

«Еда для растений»

Мальчик: Мама, после тренировки я голоден как волк. Что у нас сегодня на обед?

Мама: На первое суп, а на второе - котлеты с картофельным пюре.

Мальчик: Опять картошка? Ведь вчера на ужин была картошка!

Мама: Вчера была жареная картошка, а сегодня - вареная.

Мальчик: Жареная или вареная - картошка есть картошка. Она мне уже так надоела!

Мама: Знаешь что, перестань капризничать и иди мыть руки.

Мальчик: Мама, а что будет, если я совсем перестану есть? Ну, объявлю голодовку?

Мама: Дорогой мой, ты не можешь ничего не есть - все живые существа нуждаются в энергии.

Мальчик: Мне кажется, что сейчас, после двух часов футбола на поляне, я не совсем живое существо. Если бы ты видела, как я стоял на воротах!

Мама: Где это ты на поляне нашел ворота?

Мальчик: Да это два больших дуба. Вот уж их-то никто не заставляет есть картошку. Деревьям и другим растениям, наверное, вообще не нужна еда.

Мама: Ошибаешься, дорогой. Ты забыл, что растения - живые. Им обязательно нужна еда, только не такая, как наша. Ну, я пошла на кухню разогревать обед. (Уходит.)

Мальчик: Что же это за необыкновенная еда? Ой, кто это там стукнул в окно?

Кленовый лист: Это я, кленовый лист! Привет!

Мальчик: Привет, листик! У меня к тебе куча вопросов. Как ты поживаешь?

Кленовый лист: Прекрасно! Наслаждаюсь солнышком. Хотя немного жаль, что нет мелкого дождичка. Стало очень сухо, а мне влага необходима так же, как и солнечный свет.

Мальчик: А зачем они тебе?

Кленовый лист: Как зачем? Чтобы питаться, то есть, чтобы приготовить себе еду.

Мальчик: Как раз об этом я и хотел тебя спросить! Вода и солнечный свет - и это все, что тебе нужно для приготовления еды?

Кленовый лист: Не совсем. Еще я не могу обойтись без воздуха и хлорофилла, который есть во мне.

Мальчик: Что в тебе есть?

Кленовый лист: Хлорофилл. Это самая важная часть зеленых растений. Хлорофилл не только окрашивает нас в зеленый цвет, но и помогает приготовить еду.

Мальчик: Все так сложно и непонятно…

Кленовый лист: Это только так кажется. На самом деле все очень просто! Хлорофилл, ты готов?

Хлорофилл:

Я - Хлорофильчик, Хлорофилл!

Еду я листикам сварил:

Налил я воду - это раз,

Потом взял углекислый раз,

Смешал я с солнышком все это -

Нельзя без солнечного света -

И получилась - да, да, да! -

Великолепная еда!

Растенье сыто и здорово -

И с вами вместе петь готово!

Мальчик: Замечательно! Это действительно просто! И я запомню это трудное слово - ХЛОРОФИЛЛ.

Хлорофилл: Я могу еще много раз пропеть! Присоединяйтесь! (Еще раз поет.)

Кленовый лист: Хлорофилл, тебе пора вернуться в меня. Спасибо за представление.

Мальчик: Теперь я знаю, кто готовит еду растениям. И я понял еще кое-что.

Кленовый лист: И что же ты понял?

Мальчик: У меня нет хлорофилла, значит я никогда не смогу приготовить себе еду так, как это делают растения. Пойду-ка я лучше поем картошечки.

- Ребята, посмотрите: у меня лист бегонии. Как вы думаете, в нем есть питание? (нет). Давайте проверим, так ли это? А поможет нам в этом красная шляпа.

Проводится демонстрационный опыт 1:

Цель: установить наличие в листьях питания для растений.

Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет, емкость для воды.

Ход опыта: лист бегонии залить кипятком и оставить на 5-7 минут.

- Ребята, а где растения берут воду? Ведь мы с вами уже знаем, что процесс питания не возможен без воды (из земли, из почвы)

- Посмотрите, у меня два комнатных растения : одно растет лучше другого. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Обратите внимание на землю в горшке, одинаковая ли она? ( нет: в одном горшке почва плотная, а в другом – рыхлая)

- Какое растение растет хуже? (которое в горшке с плотной почвой)

- Давайте проведем опыт и посмотрим, почему плотная почва хуже рыхлой.

Опыт 2:

Цель: доказать необходимость в рыхлении.

Материал: на каждого ребенка два стакана с водой; уплотненная и рыхлая почва.

Ход опыта: в один стакан опустить кусочек плотной почвы, в другой стакан – рыхлую землю. Из плотной земли выделяется меньше пузырьков воздуха, чем из рыхлой.

Вывод: плотная почва хуже проводит воду и воздух, поэтому растениям в ней плохо. Значит почву надо рыхлить, чтобы к корешкам был доступ воды и воздуха.

- Хлорофилл – еда растений – образуется в листьях, а для этого нужна вода. А как вода из корней поступает в листья? Тот, у кого появится предположение, наденет зеленую шляпу (ответы детей).

- Вода поднимается по стеблю. Давайте на опыте покажем как происходит этот процесс.

Опыт 3:

Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.

Материалы: стаканы с питьевой водой на каждого ребенка, трубочки для сока или коктейля (выполняют роль стебля).

Ход опыта: опустить трубочку в воду и втянуть воздух с нижнего конца; наблюдать за движением воды вверх.

Вывод: стебель тоже имеет отверстия, по которым точно также поднимается вода до листьев и цветков; только действуют другие «силы».

- Посмотрим, что произошло с листом бегонии: он стал зеленый, а вода окрасилась в бордовый цвет. Значит во всех листьях «еда зеленая»!

- А если в растении много воды, куда денется лишняя влага? (ответы детей)

- Она испаряется и мы с вами сейчас выясним, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Опыт 4 (этот опыт заменяет физминутку) :

Цель: выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Материал: губка, смоченная водой.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют (жарко). Что происходит, когда жарко (пот выступает, потом исчезает, испаряется. Предлагает представить, что рука – листочек; смочить губку и провести ею по внутренней стороне предплечья. Что чувствуете? (прохладу).

Вывод: при испарении влаги с листьев растение охлаждается.

- Ребята, а что произойдет, если вода поднимется по стеблю до цветка? Сейчас, тот из вас, кто выскажет свое суждение, оденет черную шляпу (ответы детей).

- Давайте на опыте покажем, что происходит с цветами.

Опыт 5:

Цель: доказать, что вода способствует распусканию цветов.

Материал: цветы, вырезанные из цветной бумаги, на каждого ребенка; емкость с водой на каждого ребенка.

Ход опыта: лепестки у цветка загнуть к центру и в таком виде цветок опустить в воду лепестками вверх, сердцевиной на воду. Цветы начнут «распускаться».Что происходит? (вода по капиллярам бумаги поднимается вверх и цветок «распускается»)

Вывод: вода способствует распусканию цветов.

3. - Ребята, как вы думаете: теперь Лунтик знает, что такое растения и как они живут? (да)

- Конечно, мы можем много еще рассказать Лунтику о растениях : как размножаются, как они нас лечат, где растения любят жить и многое другое. Но к сожалению у нас нет сейчас времени. Поэтому все сейчас наденут желтые шляпы и давайте скажем, для чего нужны растения? (кислород для дыхания, очищают воздух, питание для травоядных, звено в цепочке питания, красота, сырье для промышленности, среда обитания, лекарстваи многое-многое другое)

Вы все сегодня замечательно поработали и помогли Лунтику. Я вам за это говорю большое спасибо и на этом мы с вами прощаемся до следующего занятия! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов» Конспект нод по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов»[/b] Воспитатель:.

Конспект НОД по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Посуда» Цели: - формировать обобщающее понятие «посуда»; - уточнить с детьми название посуды; - уметь называть и различать кухонную, столовую.

Конспект НОД по познавательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Экскурсия по Красноярску» Тема занятия: «Экскурсия по Красноярску» Цель: формирование у воспитанников представлений о городе Красноярске и уважительного отношения.

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как живут растения и животные?» (подготовительная группа) Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как живут растения и животные?» (подготовительная группа) Цель: Познакомить.

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Как рождается книга» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Как рождается книга» Воспитатель подготовительной группы:.

Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы. Конспект НОД по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы. Цель: уточнить и систематизировать.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Может ли растение дышать?» Познавательно – исследовательская деятельность. Тема «Может ли дышать растение?» Автор: воспитатель подготовительной группы МБДОУ д/с.

Конспект занятия по познавательной деятельности в младшей группе «Растения» Цель: Формировать у детей элементарные знания о растениях (мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка); у каждого растения есть: корень, стебель,.

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Что такое Родина?» Тема «Что такое Родина?» Цель: формировать первичные представления о Родине, о социально – культурных ценностях малой Родины. Задачи:.

Тематическое планирование занятий по поисково-познавательной деятельности в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1. Живая природа. Строение, значение, функции частей растения. Установить связь видоизменения частей растения с их функциями. О. В. Дыбина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 10:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Рославлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД