Наталья Романова
Конспект образовательной деятельности «Чудеса в музыке» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудеса в музыке» (по опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане.»)
Цель: Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой
Задачи:
Обогащать музыкальные впечатления детей через:
- знакомство с фрагментами оперы Н. А. Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
- показ иллюстраций и репродукции художников;
- поэзию А. С. Пушкина.
Продолжать формировать умение подбирать прилагательные со сходным значением.
Воспитывать любовь к музыке.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Чудеса в музыке“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Оборудование: иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» из сборника «Мир музыкальных образов»: слушаем музыку вместе с ребеноком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа). Составитель С. В. Конкевич, художник О. Капустина; репродукция М. Врубеля «Царевна Лебедь» (формат А3); иллюстрация художника – иллюстратора И. Билибина «Царевна Лебедь», «рубины», шкатулка (сундучок, смайлики настроения, аудиозаписи чудес Н. А. Римского – Корсакого, магнитофон.
Дети входят под музыку Римского-Корсакова, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что обозначает слово «чудо»? (ответы детей). Чудо – это что – то необычное, редкое, необъяснимое.
- Где чаще всего происходят чудеса? (ответы детей) Конечно, чудеса чаще всего происходят в сказках. А вы любите сказки? (ответы детей)
- Сегодня музыка приглашает вас пойти в сказку. Хотите пойти? (ответы детей)
Звучит музыка тема «Дворец Леденец». Затем музыкальный руководитель читает текст, а воспитатель показывает иллюстрацию «Три девицы»:
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».
Музыкальный руководитель: Как называется эта сказка? (Сказка о царе Салтане).
- Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин)
Воспитатель показывает портрет А. С. Пушкина.
Музыкальный руководитель:
- По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.
Воспитатель показывает портрет А. Н. Римского – Корсакова.
Ребята, я назвала слово «опера», кто знает, что обозначает это слово? Опера – это музыкальный спектакль, в котором все актеры поют, а не говорят.
С детства Николай Андреевич Римский – Корсаков любил сказки, часто писал оперы на сюжеты сказок, поэтому его называют композитором - сказочником. Николай Андреевич написал оперы на сюжеты сказок «Снегурочка», «Золотой петушок». Воспитатель показывает иллюстрации.
Кроме этих опер, он написал оперу «Сказка о царе Салтане». Эту оперу он написал, когда А. С. Пушкину исполнилось 100 лет со дня его рождения. В этой сказке есть различные чудеса, и Николай Андреевич Римский – Корсаков рассказал нам об этих чудесах при помощи музыки. А помните ли вы, какие это были чудеса? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.
Звучит тема “Белка”
Дети: Композитор изобразил Белку.
Музыкальный руководитель: А как вы догадались? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто. Эта музыка, какая: легкая или тяжелая? (ответы детей)
- Почему музыка отрывистая? (белка скачет)
- Почему музыка легкая? (белочка маленькая, песенку поет)
Музыкальный руководитель: Белочка песенку поет, А какую песенку она поет, вы узнали?
Дети: Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.
Воспитатель: показывает иллюстрацию 1 чуда, и говорит:
- Послушайте, какие красивые слова в этой сказке написал А. С. Пушкин:
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
Музыкальный руководитель:
- Музыка вам понравилась? У нас есть ларец. Посмотрите, он внутри пустой. Чтобы наполнить его изумрудами нам надо сказать, какая была музыка. За правильный ответ, в ларец кладется изумруд. Посмотрим, сколько изумрудов, вы сможете набрать. Дети подбирают синонимы (веселая, шутливая, праздничная, игривая, озорная, задорная, живая, радужная, счастливая). Воспитатель опускает изумруд в ларец за каждый правильный ответ.
Воспитатель: Сколько разных слов мы с вами вспомнили. У вас есть смайлики. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение после прослушивания этой музыки.
Музыкальный руководитель: А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Я предлагаю вам пройти на берег моря. Вставайте с ваших стульчиков, присаживайтесь на ковер, закрывайте глаза, и представьте, что вы на берегу моря. Сейчас зазвучит музыка, и вы попробуйте отгадать, что она изображает. А потом вы скажете, что вы услышали.
Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря»
Музыкальный руководитель: С каким же чудом мы с вами повстречались? (ответы детей)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)
- Какой характер музыки показывает богатырей? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Богатыри обходят свои владения четким шагом, так и передается темп, характер музыки.
Воспитатель:
- Давайте послушаем, как А. С. Пушкин рассказал о богатырях в своей сказке.
Воспитатель показывает иллюстрацию 2 чуда, читая отрывок из сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
А теперь, давайте попробуем изобразить богатырей.
Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря», а дети передают движениями образ богатырей.
Воспитатель: Какое настроение у вас стало после прослушивания музыки о богатырях.
Покажите это вашими смайликами.
Дети показывают смайлики.
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вспомнили все чудеса из сказки.
Воспитатель: Ребята, а все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей).
Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.
Воспитатель показывает картину И. Билибина и говорит:
- Ребята, посмотрите, как художник – иллюстратор Иван Билибин изобразил «Царевну Лебедь».
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
А как рассказывает А. С. Пушкин о царевне Лебедь, мы сейчас услышим от ребят.
Дети в виде диалога декламируют отрывок из сказки:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
Воспитатель: Не только художники – иллюстраторы изображали Царевну лебедь, но и художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь».
Перед нами прекрасная царевна-лебедь из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». На переднем плане художник изображает белоснежные, воздушные перья царевны. На голове у царевны красуется большая ажурная корона с множеством голубых камней. Царевна-лебедь здесь как луч надежды на светлое будущее.
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы написали к образу царевны Лебедь? (ответы детей)
А теперь давайте послушаем музыку, как она рассказывает о царевне.
Музыкальный руководитель:
Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца.
Воспитатель делает жест рукой от иллюстрации И. Билибина к картине М. Врубеля, тем самым показывая превращение царевны.
Воспитатель: Обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная. Какое настроение появилось у вас, после прослушивания музыки, покажите вашими смайликами. Дети поднимают смайлики.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, как чудеса помогли нам увидеть и услышать различные виды искусства: поэзия, музыка, изобразительное искусство.
- Мы сегодня слушали фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». Кто автор этой оперы? (ответы детей)
Воспитатель: Какое настроение стало у вас после прослушивания оперы Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Выберите смайлик и покажите его нам.
Мы сегодня видели много смайликов- улыбочек, значит, музыкальные чудеса вам понравились.