Елена Крупина
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе «В поисках вальса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе
Цель:
Формирование творческой личности ребенка через восприятие классической музыки. Вовлечение детей в процесс музыкально-эстетического воспитания посредством приобщения детей к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
Обобщить и расширить представление детей о вальсе
Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского
Познакомить детей с балетом «Щелкунчик».
Развивать умение слышать и различать средства музыкальной выразительности – мелодия, ритм, характер;
Развивать умение высказываться, делиться впечатлениями о музыкальных произведениях;
Публикация «Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе „В поисках вальса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Развивать способность выразительно передавать характер музыки в различных видах музыкальной деятельности
формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
Индивидуальное сопровождение детей:
Научить Карину и Софию пластично и легко двигаться в вальсе
Развивать у Артема и Али умение красиво приглашать девочку на танец, выполнять перестроения в танце;
Побуждать Веронику, Настю и Владика петь плавно, легко
Учить высказываться о содержании и характере музыки
Материал и оборудование:
Проектор, ноутбук, музыкальный центр, цифровое фортепиано, портрет П. И. Чайковского, плоскостные фигурки балерин в оформлении зала,
цветы и бабочки на количество детей, сундук с цвето-музыкальным оформлением.
Музыкальный ряд:
Марш солдатиков П. Чайковский
Песня «Вальс» Я. Дубравин, В. Суслов.
П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Хор рук «Вальс цветов» Муз. П. И. Чайковского
П. И. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Предварительная работа с детьми:
Беседа о вальсе, рассматривание иллюстраций о балах, слушание аудиосказки «Щелкунчик», просмотр музыкального мультфильма «Щелкунчик», разучивание песни «Вальс» Я. Дубравин, В. Суслов, разучивание Марша солдатиков П. Чайковского
Оформление выставки иллюстраций к сказке «Щелкунчик»
Разучивание музыкального материала:
Марш Оловянных солдатиков П. И. Чайковский
Песня «Вальс» Я. Дубравин, В. Суслов.
Ход мероприятия.
Звучит музыка «Танец Феи драже из балета «Щелкунчик», дети в бальных нарядах входят в зал. Дети входят под музыку
Музыкальный руководитель. Доброе утро дети! Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте с ними поздороваемся! Какие вы сегодня нарядные! Девочки сегодня просто барышни. А мальчики – настоящие кавалеры! А скажите, какое у вас настроение? (ответы) Я рада, что у вас замечательное настроение! Но, к сожалению, кое-кто сейчас очень грустит. Хотите узнать, кто?
Присаживайтесь, пожалуйста, и посмотрите на экран.
Слайд 2 «Письмо»
Музыкальный руководитель. Мне сегодня пришло видеописьмо от одного знакомого героя.
Слайд 3. «Щелкунчик» Появляется Щелкунчик.
Музыкальный руководитель. - Вы узнали? Кто это? Ответы детей
Правильно. Недавно мы с вами знакомились с музыкальной сказкой «Щелкунчик».
- Кто автор музыки к этой сказке? (Петр Ильич Чайковский)
- Расскажите, кто помог расколдовать принца?
В честь этого события в сказочном городе был устроен замечательный праздник. А начался этот праздник «Вальсом цветов», который танцевали Принц и Мари. Давайте послушаем, что он нам поведает Щелкунчик:
«Дорогие ребята. В нашем сказочном королевстве случилась беда. Мышиный король похитил Вальс Цветов. Горе мне, горе! Теперь мое сказочное королевство навсегда останется в царстве сна. И я никогда не станцую вальс с прекрасной Мари!»
Музыкальный руководитель. Ребята! Мы ведь не оставим щелкунчика в беде, правда? Нам нужно отыскать Вальс цветов… какие будут предложения? (ответы) Тогда давайте, скорее, отправимся на поиски этого загадочного вальса. Вы не боитесь? Тогда отправляемся в путь.
Проводится голосовое упражнение на основе метода В. Емельянова
"Для начала откроем тяжелую скрипучую дверь x-x-x-(скрип голосом)
Подул легкий ветерок…. (движение голосом вверх-вниз на звук "у-у")
Он повел нас по извилистой тропинке (вверх-вниз троекратно)
Вот мы поднялись на горку А-А-А (вверх)
Затем скатились… у-у-у (вниз)
Вот полетели легкие снежинки (стаккато на звук "а" сверху вниз произвольно, легким звуком)
Но вот ветер усилился, и поднялась метель (движение голосом "спираль " на звук "у" снизу вверх)
Мороз становится сильнее (резкий выброс на звук"о-о-о-о" снизу вверх)
Согреем наши ладошки (дышат на ладони)"
Но нам не страшны никакие морозы. Выходите, нас согреет бодрый марш!
Марш из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковский
Музыкальный руководитель. Согрелись, присаживайтесь. Ребята, скажите, вальс, это какой танец?
Воспитатель предлагает ответить детям
Воспитатель. Совершенно верно. И даже в переводе с немецкого языка «вальцен» значит «кружиться»
Музыкальный руководитель. Вы сказали, что вальс – это танец. Ведь любой танец имеет свой ритм, свои шаги. Давайте найдем ритм вальса, или его шаги. Вот, например:
Слайд 5. «Двухдольный размер»
Посмотрите на экран! Сколько здесь следов? (два)
давайте вместе посчитаем (раз-два) -( Предлагаю послушать двухдольный размер на цифровом фортепиано, дети под аккомпанемент ударных хлопают, затем топают)) И в танце тоже есть такие шаги. Вот я вам сейчас наиграю ритм, а вы мне посчитайте! Такой размер музыки, когда повторяются два шага, называется двухдольный. Подходит этот ритм к нашему вальсу? (нет). Смотрим дальше.
Слайд 6. «Четырехдольный размер» Сколько уже здесь шагов? (4) давайте посчитаем 1-2-3-4. Отлично. А где мы встречали такой ритм? (Ответ: в марше)Музыкальный руководитель. Молодцы. И здесь уже размер - четырехдольный
А теперь еще интереснее. Смотрим дальше
Слайд 7. «Трехдольный размер» Сколько стало шагов в танце? (Ответ)
Давайте посчитаем! Послушаем, как это звучит! раз-два-три! (звучание ритма ударных на цифровом фортепиано) Спасибо!
Вот именно такие повторяющиеся шаги можно услышать в вальсе: раз-два-три. Как такой размер называется? (трехдольный)
Вот мы уже определили ритм вальса.
Предлагаю вам поиграть. Я буду читать стихи в ритме вальса, а вы будете придумывать интересные движения и шаги, чтобы они сочетались с ритмом стихов! Как только стихотворение закончится, нужно замереть в красивой позе!
Н. В. А я буду выбирать самую красивую пару!
Игра «Танцуем стихи»включаю ритм вальса на цифровом фортепиано
Снег так искрится зимой и блестит, Сотнями искорок ярко горит!
(повторить два раза)
Оценка исполнения детей
Н. В. (Хвалит детей) Замечательно придумывали движения вальса. Молодцы! Присаживайтесь!
Е. Е. Мы уже узнали ритм вальса и даже станцевали стихи. Но у вальса еще есть медлодия. А какая бывает мелодия у вальса?
ДЕТИ: Мелодия у вальса плавная, нежная, ласковая, протяжная
Давайте попробуем изобразить мелодию вальса голосом! Мы с вами разучиваем песню про вальс. Вспомним, как нужно напевно ее исполнять:
Сначала пропою мелодию я, а потом и вы постарайтесь его пропеть
А может мы давайте соединить песню и движения? Приглашаю вас на вальс!
Песня «Вальс»
Я. Дубравин, В. Суслов.
Оценка детей воспитателем. Итог.
Музыкальный руководитель. Наши поиски Вальса цветов продолжаются
Ребята. Мы уже знаем, какой у вальса бывает ритм, мелодия. Но я вам открою один секрет.
Вальс цветов – это не просто отдельное музыкальное произведение. Это – отрывок из балета, который написан по сказке «Щелкунчик» Петром Ильичом Чайковским.
Слайд. Балет Щелкунчик
Что такое балет?
ДЕТИ: Балет – это такой музыкальный спектакль, где все танцуют, Как называют людей, которые танцуют в балете? (артисты балета)
В балете все сказочные герои танцуют – Мари и принц - Щелкунчик
Слайд 8, 9 «Мари и принц-Щелкунчик»
Слайд 11 «Вальс снежных хлопьев» …И даже легкие снежинки!
Слайд 10 «Мыши» …. А здесь кого изображают артисты балета? (ответ)
А интересно, если наш танец, который мы ищем, называется Вальс цветов, то, как вы думаете, что в этом танце изображают балерины? (цветы)
Давайте посмотрим, как они это будут делать…
«Вальс цветов»
Отрывок из балета «Щелкунчик»
(Видео)
Обсуждение о том, с помощью каких движений передавали балерины характер вальса….
Вот мы и нашли с вами вальс цветов!
Раздаются звуки фанфар, на слайде появляется принц-Щелкунчик с Мари
Слайд 12. «Фейрверки и Щелкунчик»
Посмотрите, наш Щелкунчик больше не плачет! Он что-то хочет вам сказать!
«Голос Щелкунчика» «Спасибо вам ребята. Я так счастлив! Ведь я скоро буду танцевать с Мари самый волшебный вальс, написанный Петром Ильичом Чайковским! а вместе с нами будут танцевать все цветы моего сказочного королевства. И в благодарность за вашу помощь и старания я прислал вам подарок. До свидания!»
Н. В. Ребята, щелкунчик сказал, что нас ждет сюрприз. Но где же он?
Раздается звучание из сундука – открывает и находит там цветы и бабочки.
Музыкальный руководитель. Предлагаю исполнить вальс цветов. Постараемся, чтобы наши движения рук были такие же легкие и воздушные, как у настоящих артистов балета!
Хор рук «Вальс цветов»
Муз. П. И. Чайковского
Дети с цветами и бабочками
Музыкальный руководитель. Вы справились благодаря вашим добрым, отзывчивым сердцам, вашему терпению и настойчивости. Пусть эти цветы и бабочки станут напоминанием вам о вальсе цветов П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик». До свидания! До новых встреч!
Список литературы:
1. Радынова О. П., Музыкальные занятия в детском саду. Конспекты занятий в двенадцати частях. – М., 1999 г.
2. С. Т. Пономарева «Я помню вальса звук прелестный». Журнал «Музыкальная палитра» №2-2008г.) ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра» Научно – методическая поддержка: Ленинградский областной институт развития образования.
3. Виктор Емельянов. Развитие голоса, координация и тренинг "Лань", 2000г.
4. Т. Э. Тютюнникова «Урок в ритме вальса». Журнал «Музыкальная палитра» №4-2010г.) ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра» Научно – методическая поддержка: Ленинградский областной институт развития образования.