Ольга Козлова
Конспект образовательного мероприятия «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике.
Задачи:
Образовательные:
формировать культуру слушания;
продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского;
Публикация «Конспект образовательного мероприятия „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
учить вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие:
развивать слуховое внимание и музыкальную память;
развивать чувство ритма, умение играть на детских музыкальных инструментах;
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки;
формировать умение передавать характер музыки через игру на детских музыкальных инструментах и танцевальных движениях.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес и любовь к отечественной классической музыкальной культуре, творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского;
воспитывать культуру речевого общения, чувство сопереживания;
подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;
совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.
Материал и оборудование:
технические: проектор, ноутбук, музыкальный центр, музыкальная колонка;
наглядные пособия: портрет П. И. Чайковского, картины с изображением Бабы Яги;
организационные средства: музыкальные инструменты для детей, метла Б. Яги
Предварительная работа:
беседы о творчестве П. И. Чайковского, слушание его произведений;
чтение сказок и просмотр мультфильмов про Бабу Ягу («Гуси – лебеди», «Летучий корабль» и др.);
разучивание музыкального материала: «Озорная полька», «Оркестр».
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку «В мире много сказок» и встают в круг
М. Р. : Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются) Сегодня я вас приглашаю в сказку, а сказка наша будет музыкальная. М. Р. смотрит вокруг обращает внимание на беспорядок Мне кажется, что в нашем зале кто-то побывал и навел здесь беспорядок. Но, не будем огорчаться: уберем все разбросанные игрушки на свои места, а, чтобы поднять настроение, сыграем на музыкальных инструментах.
Дети подходят к шкафу с музыкальными инструментами, вместо них стоит музыкальная колонка
М. Р. : Ребята, а наши инструменты куда-то пропали! Вы не брали их в группу? Дети: нет. Обращает внимание на колонку. А это что такое? Дети рассказывают, что это музыкальная колонка. Мне, кажется у нас в гостях побывал какой-то сказочный герой и чтобы узнать кто это нужно включить колонку и послушать что же там записано. Присаживайтесь. Дети садятся и слушают произведение Чайковского П. И. «Баба Яга»
М. Р. : Ребята, мы с вами послушали музыкальное произведение, как вы думаете, о каком сказочном герое рассказала нам музыка?
Ребенок: Я представил, что это Кощей, баба Яга, злой гном.
М. Р. : Почему ты предположил, что это Кощей, баба Яга?
Ребенок: Музыка страшная, тревожная, стремительная, быстрая, сказочная, волшебная, суровая, грозная, грубая, колкая, подкрадывающаяся, пугающая.
М. Р. : Что делает этот герой под музыку?
Ребенок: взлетает на ступе, ковыляет, варит зелье, колдует, летает на метле.
М. Р. : Вы все сказали правильно. Эта пьеса называется «Баба Яга», а написал ее великий русский композитор П. И. Чайковский. В самом начале пьесы музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится все громче и громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает. Скажите, ребята как называется пьеса, которую мы послушали?
Ребенок: Пьеса называется «Баба Яга»
М. Р. : А кто написал эту пьесу?
Ребенок: Пьесу написал П. И. Чайковский.
М. Р. : Образ бабы Яги отображали в своем творчестве не только композиторы, но и художники. На экране, представлены картины художников, рассмотрите картины внимательно и постарайтесь определить под какой цифрой картина соответствует характеру пьесы, которую мы послушали.
Викторина «Какой портрет Бабы Яги подходит характеру музыки»
М. Р. : Молодцы! Оказывается образ бабы Яги можно не только послушать, но и рассмотреть в картинах. А сейчас мы послушаем пьесу еще раз, а вы постарайтесь определить инструменты, которые помогли композитору передать образ бабы Яги.
Прослушивают пьесу П. И. Чайковского «Баба Яга»
М. Р. : Какие музыкальные инструменты звучали?
Ребенок: Я услышал, как играет скрипка, виолончель, контрабас, труба, арфа, кларнет.
М. Р. : Как называется группа музыкантов, играющие на разных музыкальных инструментах?
Ребенок: Группа музыкантов, играющие на разных музыкальных инструментах называется оркестр.
М. Р. : Инструменты, которые мы сейчас назвали представители какого оркестра?
Ребенок: Это инструменты симфонического оркестра.
М. Р. : Все понятно, это Баба Яга взяла наши инструменты! Интересно зачем же они ей понадобились?
Ответы детей.
М. Р. : Ребята, нужно вернуть наши музыкальные инструменты. Но где же живет Баба Яга?
Ребенок: Баба Яга живет в сказках, лесу.
М. Р. : Предлагаю отправиться в сказочный лес в гости к бабе Яге. Не боитесь отправится в дальний путь? (Нет). Тогда отправляемся. Вставайте.
Логоритмическое упражнение
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам, по сугробам,
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали,
Ты метель нам помоги
И к избушке приведи. Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Поочередно щелчки
Поочередно хлопки по коленям
Шуршание ладошками
Ритмично идут
Кружатся под звук метели на экране появляется избушка на курьих ножках, дети садятся
М. Р. : Смотрите, а вот и избушка на курьих ножках и сама хозяйка нас встречает. Выходит Б. Яга
Б. Яга. А вот и я! Здравствуйте мои голубчики!
М. Р. и дети: Здравствуй Бабушка Яга.
Б. Яга: Ну и зачем пожаловали мои касатики?
М. Р. : Ребята, расскажите Бабе Яге зачем мы пришли?
Ребенок: Мы пришли вернуть свои музыкальные инструменты.
М. Р. : Баба Яга мы получили твое сообщение и пришли вернуть свои музыкальные инструменты. Это ведь ты их взяла?
Б. Яга: Да, это я взяла ваши инструменты!
М. Р. : Зачем они тебе?
Б. Яга. Как зачем? Я тоже люблю музыку и хочу, чтобы она всегда звучала в моем лесу. Показывает на музыкальные инструменты. Вот, посмотрите …со всех садов собрала! Только инструменты – то я взяла, а играть на них не умею… (плачет)
М. Р. : Ну не расстраивайся, попробуй еще раз.
Б. Яга пробует играть, у нее ничего не получается.
М. Р. : И правда ничего не получается, между прочим, чтобы играть на музыкальных инструментах, нужно учиться!
Б. Яга. Где же мне учиться? В садик я не хожу и в школу тоже! (плачет)
М. Р. : Ребята, что же делать?
Ребенок: Давайте научим Бабу Ягу играть на музыкальных инструментах
М. Р. : Правильно, Баба Яга мы с ребятами посоветовались и решили научить тебя играть на музыкальных инструментах.
Б. Яга: Ой, а может я сначала посмотрю, как вы играете?
М. Р. : Ну хорошо. Послушай, пожалуйста, наш оркестр!
Б. Яга. Оркестр? А что это такое оркестр? Я никогда не пробовала оркестр, какой он на вкус?
М. Р. : Ребята, что же такое оркестр?
Ребенок: Оркестр – это коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах.
М. Р. : Оркестры бывают разные, ребята, какие оркестры вы знаете?
Ребенок: Оркестр бывает симфонический, народный, духовой, шумовой, джазовый.
Б. Яга: Показывает инструменты А эти инструменты из какого оркестра?
Ребенок: Это инструменты шумового оркестра.
М. Р. : Б. Яга присаживайся, а наши ребята тебе сыграют.
Б. Яга: Я с большим удовольствием послушаю.
М. Р. : Ребята берите инструменты, чтобы наш оркестр звучал ярче, нам поможет другая пьеса П. И. Чайковского «Неаполитанская песенка».
Оркестр «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский
Б. Яга. Молодцы! Какая красивая музыка! Ничего такая песенка у вас получилась! Так вы, наверное, больше ничего и не умеете, целыми днями только играете на своих музыкальных инструментах? Бедненькие…
М. Р. : Что ты Баба Яга, наши дети не только играют на музыкальных инструментах они замечательно танцуют.
Б. Яга: Не поверю, пока сама не увижу.
М. Р. : Мальчики приглашайте девочек на польку.
Танец «Озорная полька» музыка Н. Верисокиной
Б. Яга: Спасибо, вам, ребята, повеселили старую, а я решила свой оркестр создать и название ему уже придумала «Лесной оркестр».
М. Р. : И мы рады были тебе помочь, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
Б. Яга: До свидания! Баба Яга уходит
М. Р. : А мы отправляемся в путь, идем друг за другом никто не отстает.
Логоритмическое упражнение
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам, по сугробам,
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали,
Ты метель нам помоги
В детский сад скорей верни. Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Поочередно щелчки
Поочередно хлопки по коленям
Шуршание ладошками
Ритмично идут
М. Р. : Ну вот мы в нашем детском саду. Ребята, что же с нами сегодня приключилось? (Ответы детей)
Ребята, мы сегодня все вместе вернули музыкальные инструменты в детский сад и научили бабу Ягу играть. А баба Яга, оказывается бывает разной, не только сердитой и вредной, но и приветливой, веселой, озорной. На сегодня наши приключения закончились, давайте попрощаемся с гостями и проходите в свою группу.
Дети: До свидания!
Литература:
1. Радынова, О. П. "Музыкальные шедевры". Технология развития творческого слушания музыки. - М. : Гном и Д, 2000.
Интернет-ресурсы
2. http://www.maam.ru/