Ирина Мандрик
Беседа-концерт «Сказка в музыке» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания дошкольников. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, музыкальный руководитель решает важную педагогическую задачу, которую В. А. Сухомлинский определил так: «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий становлению личности ребенка-дошкольника.
Публикация «Беседа-концерт „Сказка в музыке“ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Беседа-концерт «Сказка в музыке» направлена на поиск новых форм работы по слушанию музыки с дошкольниками, качественному подходу в реализации задачи по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах музыкальной деятельности.
Образовательные задачи:
1) познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского,
Н. А. Римского - Корсакова, Э. Грига;
2) познакомить детей с жанрами музыки (сюита, симфоническая сказка, видами музыкального сценического искусства (балет);
музыкальными инструментами симфонического оркестра (скрипка, флейта, гобой, кларнет фагот, валторна);
3) формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры).
Развивающие задачи:
4) развивать музыкально-эстетические потребности, вкус;
5) развивать музыкальное мышление, творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
6) развивать у детей компоненты музыкального слуха – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, ритмический, тембровый, динамический слух;
7) развивать умения выражать свои музыкальные впечатления в музыкально-исполнительской, творческой деятельности в выполнении музыкальных движений, игре на музыкальных инструментах;
Воспитательные задачи:
8) воспитывать интерес и любовь к классической музыке, признание ценности классической музыки;
9) воспитывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, эстетические чувства;
10) побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки, воспитывать проявления оценочного отношения к музыке.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
Материальное обеспечение:
• Мультимедийная система
• Музыкальный центр
• Детские музыкальные инструменты : бубны, молоточки, маракасы,
ложки, трещотка
• Презентация беседы-концерта «Сказка в музыке»
Литература:
Н. А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»
О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников»
Репертуар:
• Видеозапись симфонической сказки «Петя и волк»
• Видеозапись балета «Щелкунчик»
• Видеозапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов»
• Музыкальная запись симфонической сказки «Петя и волк»
«Музыка не может мыслить,
но она может воплощать мысль»
Р. Вагнер
Дорогие ребята! Тема нашей сегодняшней беседы : «Сказка в музыке».
(Слайд 1)
Сказку любят все : и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить
эту силу на службу добру и справедливости.
Сказка развивает фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет» сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит нас в «мир добра».
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Итак, мы начинаем наше сказочное путешествие по
замечательным музыкальным страницам великих композиторов. (Слайд2)
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - замечательный русский композитор, который сочинил музыкальную сказку и называется она : «Петя и волк». (Слайд3,4)
Сказка не очень волшебная, но все же необыкновенная, потому, что разыгрывают её не драматические артисты, а артисты оркестра. При этом, сами они не говорят ни слова, за них разговаривают музыкальные инструменты. У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.
Главный герой-Петя, а какой он по характеру и какие инструменты его изображают - догадайтесь сами. (Ответы детей)
(Петя - весёлый, бодрый, беззаботный, смелый, добрый). (Слайд 5,6,фрагмент записи скрипки).
Следующий персонаж-птичка. Угадайте инструмент (Ответы детей) (фрагмент записи флейты). Мелодия птички - быстрая, легкая и отрывистая, потому, что голоса птички и флейты очень похожи.
Следующий персонаж-кошка. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. (фрагмент записи кларнета).
Ещё один персонаж-утка. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый тембр. (Слайд7,звучит фрагмент).
Старого дедушку изображает строгая, ворчливая мелодия. Эту мелодию играет фагот - самый низкий деревянный духовой инструмент. (фрагмент)
В каждой сказке есть свой отрицательный персонаж. В этой сказке это волк.
Волка изображают три валторны. Звучание валторн – резкое, хриплое, немного устрашающе грозное. (фрагмент)
Симфоническая сказка «Петя и волк», помогает различать тембры духовых и струнных музыкальных инструментов.
Еще один русский композитор, с которым мы сегодня с вами познакомимся, это Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Слайд 8)
Он говорил так: «Мой род — это сказка, былина. и непременно русские». Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. Мы остановимся на опере «Сказка о царе Салтане». (Слайд9)
В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной, а почему необычной — вы догадаетесь сами. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков передал в музыке…
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.» (Слайд 10)
Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков, ведь он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались у него в памяти навсегда.
Назовите пожалуйста три чуда в этой сказке? (Ответы детей)
( Слайд 11: 33 богатыря, белка, царевна-лебедь).
…Есть там белка, что при всех,
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт.
При честном при всё м народе:
«Во саду ли, в огороде!»
Я сегодня предлагаю вам, ребята, оркестровать фрагмент одного из трех чудес. (Слайд12,звучит на ДМИ оркестр на мел. рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде!»)
А сейчас мы с вами совершим путешествие в удивительную страну-Норвегию. (Слайд 13)
Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал, бездонных озёр, снежных вершин. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте угрюмого моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия.
Эта суровая, непреступная, но полная сказочных красот страна взрастила и дала миру своё самобытное искусство и своего певца Э. Грига. (Слайд 14)
Место, где жил композитор называется Тролльхауген («Холм Троллей»).(Слайд 15,16,17)
Э. Григ жил в стране, где очень любили сказки, поэтому, многие его произведения волшебные и сказочные. Большую известность получила музыкальная сюита (произведение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых общим смыслом, написанная к драматической поэме «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Герой драмы, именем которой она названа - норвежский крестьянин. Фантазёр и искатель,
Пер Гюнт, много лет странствовал по дальним краям и встречал на своём пути сказочных персонажей - горного короля, кобольдов и троллей. И сейчас мы с вами, ребята, послушаем фрагмент сюиты, которая называется «В пещере горного короля». (Слайд 18,19, звучит фрагмент сюиты «В пещере горного короля»).
В 1888 году, когда была написана сюита «Пер Гюнт», Э. Григ и П. И. Чайковский познакомились в Германии, г. Лейпциге. (Слайд 20)
С первой же встречи они подружились. П. И. Чайковский был покорён не только творчеством норвежского мастера, но и его личным обаянием, приветливостью, сердечностью, простотой.
Историческими стали слова П. И. Чайковского, сказанные им вскоре после встречи: «Э. Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца». Музыка Э. Грига по - прежнему радует и волнует миллионы людей. Нет страны, где не знали бы имени Э. Грига, не любили и не ценили бы его музыку.
Ребята, назовите сказку, к которой П. И. Чайковский написал музыку (Ответы детей)
(Слайд 21, 22 «Щелкунчик»)
Сюжет балета «Щелкунчик» взят из сказки Гофмана. Как и в народных сказках, в Щелкунчике причудливо сплетаются фантастика, действительная жизнь, мир детских игр и впечатлений. (Слайд23)
Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрыть свои творческие способности в танцевальной импровизации под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (Видеозапись «Вальс цветов», игра «Собери букет»)
Наша беседа подошла к концу. Ребята, что вам особенно понравилось?
(Ответы детей).
Как называются люди, создающие музыкальные произведения?
(Слайд 24,25,26)
(Ответы детей)
Творчество какого композитора больше всего произвело впечатление и чем?
(Ответы детей)
Назовите композитора, написавшего симфоническую сказку «Петя и волк»
(Ответы детей (Слайд 27,28)
Вам понравилась сказка?
(Ответы детей).
Отгадайте загадку:
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ответы детей).(Слайд29,30,31)
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение.
Таким образом, сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
Спасибо за внимание! (Слайд 32)