Людмила Борисовна Тарасова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке живёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
с использованием информационно-коммуникационных технологий
из цикла «Сказка в музыке живет».
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
Цель: Воспитание у дошкольников чувства эмоциональной отзывчивости на красоту и изобразительность музыки М. П. Мусоргского.
Задачи:
* воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества;
- воспитывать чувства доброты, сострадания, взаимопомощи;
* развивающие:
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Сказка в музыке живёт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;
- развивать творческие способности;
- побуждать к размышлению о связи музыки и изобразительного искусства;
* образовательные:
- создать условия для получения детьми знания о сюите;
- обзорно познакомить дошкольников с пьесами из цикла «Картинки с вы-ставки»;
Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы.
На экране – слайд № 1. Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам», проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцевальные движения.
М. р. (поет) : Добрый день!
Дети (поют) : Добрый день! Заниматься нам не лень!
М. р. : Сказка, сказка – небылица,
Слышишь, музыка, как птица,
Ввысь взлетела, как стрела,
Волшебством и чудесами
Возвратится к нам она.
– Дети, вы любите сказки? Почему? А кто сочиняет сказки? (Ответы детей)
– А рисовать вы любите? Почему? Кто рисует большие и не очень большие картины? (Ответы детей)
– А любите ли вы петь песни и играть на детских музыкальных инструмен-тах? Почему? (Ответы детей)
– А кто сочиняет песни, которые вы поете и музыку, которую вы слушаете?
(Ответы детей).
– Чем рисуют художники? (Ответы детей)
– Как вы думаете, можно ли нарисовать картину музыкальными звуками?
(Ответы детей) .
– Чем рисует музыкальную картину композитор? (Ответы детей) .
Сегодня я приглашаю вас посетить выставку музыкальных картин. Хотите?
(после утвердительного ответа детей звучит пьеса «Прогулка», и, соблю-дая ритмичность, дети проходят «змейкой» спокойным шагом по залу и садятся на стульчики). (Слайд № 2).
Музыкальные картины нарисовал звуками известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский. А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов.
И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский (Слайд №3). Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальную прогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки».
Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение (Слайд №4, в котором один общий замысел, но много отдельных самостоятельных частей. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой: (кликнуть мышкой) вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети, играющие в парке, а вот мрачное холодное подземелье – римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят. А вот архитектурный проект городских ворот в городе Киеве – древней столице русского государства.
Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. (Слайд №5)
А кто хозяйка избушки?
– Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! (кликнуть мышкой)
Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами с помощью музыки Мусоргского, которая звучит в мультфильме «Картинки с выставки», отправимся вместе с Машенькой в лес, где и встретим Бабу Ягу. В мультфильме герои не произносят ни одного слова, за них говорит музыка. Музыка изображает, как Баба Яга резко отталкивается от земли и начинает свой полет. А что произойдет дальше, послушаем и посмотрим.
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»
Вопросы для беседы:
- Какой характер у Бабы Яги?
- Какими музыкальными красками (звуками) рисует композитор образ Бабы Яги? (резкими, громкими, отрывистыми… Баба Яга злая, она обижает маленьких зверюшек)
- Как изменился характер музыки, когда в лесу появилась Машенька? (Музыка стала тревожная, таинственная, мрачная, потому что в лесу девочке страшно.)
- Как Машенька очутилась в избушке на курьих ножках?
- Кто помог Машеньке убежать от Бабы Яги?
А вы хотите превратиться в сказочных героев? (Хотим) Тогда надеваем маски и создаем музыкальную картину сами.
Распределить роли между детьми: Баба Яга, Машеньа, зайчик, медвежонок, ежик, лисичка. Кому не хватило ролей персонажей мультфильма, исполняют роли ветра, радуги, лесных цветов. Надеть атрибуты, вместе с детьми придумать движения и выполнять их под музыку.
Импровизация на музыку «Избушка на курьих ножках»
Вот Машенька с помощью зверят убежала от злой Бабы Яги. Она вышла на тропинку, увидела еще один домик, но сразу заходить не стала, решила сначала проверить, нет ли там какой-нибудь опасности. И что же она там увидела? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет (слайд №6). Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» -
«Балет невылупившихся птенцов»
Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать.
Вопросы для беседы:
– А почему вам было весело?
– Кто хочет рассказать, как танцевали цыплята?
– А вы сможете потанцевать, как цыплята?
– Давайте вспомним, с чего начинался танец?
– Как продолжался?
– Какие движения у цыплят были в конце танца?
– Попробуем потанцевать?
Танец-импровизация «Балет невылупившихся птенцов»
Надевают шапочки цыплят и танцуют (по желанию) мальчики и девочки парами.
Какие у нас замечательные цыплята-артисты!
Мы продолжаем нашу прогулку по выставке музыкальных картин. Завершает сюиту «Картинки с выставки» пьеса «Богатырские ворота в стольном городе Киеве». (Слайд № 7)
Посмотрите на рисунок художника Гартмана.
Вопросы для беседы:
- На что похожи башенки богатырских ворот? (Глава со звонницей, как богатырский шлем, а украшение над воротами в виде женского головного убора – кокошника).
- Какая по настроению музыка? (Музыка пьесы величественная, торже-ственная, наполнена светом и радостью).
- Что общего между рисунком и музыкой? (Величие и торжественность)
Под музыку «Богатырские ворота» на магнитной доске собираем пазл.
ИТОГ: Взять медальки (картинки Гартмана к пьесам Мусоргского) и вру-чать детям, отвечающим на вопросы и участвующим в дискуссии. Медальки должны получить все.
Слайд №8
Вопросы для беседы:
– Дети, на выставке каких картин мы сегодня побывали?
– Как называют музыканта, который сочиняет музыку?
– Как зовут композитора, который создал эти музыкальные картины?
Слайд №9
– Какое вы узнали красивое новое слово, обозначающее произведение, в котором много отдельных пьес, объединенных общим замыслом?
– Как называется сюита, пьесы из которой вы сегодня слушали?
– Какие названия пьес вы запомнили?
– Расскажите о них.
Слайд №10
М. р. : Наша встреча со сказкой подошла к концу. До свидания, сказка, которая живет в музыке, до следующей встречи!
(поет) : До свиданья!
Дети (поют) : До свиданья!
Дети покидают зал под музыку «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки».