Ольга Арыкова
Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Ход занятия.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.
Поиграем в игру «Здарвствуй»
Посмотрите все вокруг, (покрутили головой по сторонам)
Ты мой друг и я твой друг (показать рукой на себя и надруг друга)
Мы сейчас переглянёмся (переглянулись)
Публикация «Конспект открытой НОД по музыке „Симфоническая сказка С, С, Прокофьева „Петя и волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Прокофьев С.С, композитор
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
И друг другу улыбнёмся (улыбнулись).
- Ребята, мы снова встретились в музыкальном зале, где всегда нас ждет…
Дети: музыка.
- Музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но только не с помощью слов, а с помощью звуков.
-Звуки бывают?
(громкие-тихие, высокие-низкие, быстрые-медленные, долгие-короткие, веселые-грустные, мажорные-минорные, форте – пиано)
Игра «Наоборот»
- А теперь не зевай на вопросы отвечай.
1. С помощью чего извлекается музыкальные звуки.
(с помощью музыкальных инструментов)
2. Кто играет на музыкальных инструментах (музыкант)
3. Что такое оркестр?
(Оркестр- коллектив музыкантов играющих вместе на различных музыкальных инструментах.)
4. Кто управляет оркестром?
(Самый важный участник оркестра – дирижер)
Как вы думаете, для чего нужен дирижер? (Ответы детей)
Дети: Для того, чтобы музыканты играли вместе, красиво.
5. Как называется самый большой оркестр? (симфонический)
Слайд №1
Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические произведения.
Вспомните и назовите основные группы инструментов симфонического оркестра.
Слайд №2
- струнные (звук извлекается с помощью струны)
Слайд №3
- духовые-деревянные (звук извлекается с помощью воздуха)
Слайд №4
- духовые-медные
Слайд №5
-ударные (звук извлекается с помощью удара по инструменту)
Слайд №6
- клавишные, (звук извлекается с помощью клавиш)
Ребята, давайте вспомним название музыкальных инструментов и поиграем
в игру «Мои друзья»
Я духовой инструмент гобой, а мои друзья живут в духовой группе симфонического оркестра.
- А теперь найдите карточки с инструментами которые вы назвали и поиграем с вами в игру «Найди друга»
(дети двигаются подскоками и поют)
Карточки мы в руки взяли и по залу побежали
Раз, два, три, пару свою найди.
- Ребята, я для вас приготовила сюрприз, а какой вы узнаете с помощью игры «Данетка»
Я загадала объект….
Да это – флейта этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
А вот и обещанный сюрприз. Сегодня на занятие я пригласила музыканта-флейтиста. Догадались, на каком инструменте он нам будет играть.
Сейчас Полина нам поможет услышать живой волшебный звук флейты.
(пьеса «Флейта»)
Ребята, волшебные звуки флейты помогли нам попасть в симфоническую сказку. Как она называется?
«Петя и волк»
Слайд №7
Эту сказку написал для детей русский композитор, музыкант, дирижёр….
С. С. Прокофьев.
Слайд №8 (Ответы детей)
Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Слайд 2).
(Ответы детей) Потому что она написана для симфонического оркестра.
С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Все роли в сказке исполняют … музыкальные инструменты.
У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом.
Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.
Сказка (слушание).
Муз. руководитель. Кто главный герой в сказке?
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку.
Слайд №9 +муз
Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
- Веселым, озорным, радостным.
Мелодия Пети…. беззаботная, приветливая, весёлая.
Петю изображают …. струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.
Слайд №10 +муз
Вдруг зазвучала другая мелодия. (слушают)
Слайд №11 Да, на высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она.
Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички какая?
-То быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая.
- Птичку изображает какой инструмент? (флейта.)
Слайд №12
- Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.
Слушаем, что дальше произойдёт в сказке. (слушают)
Узнали, чья это мелодия? Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка.
Слайд №13 Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.
Утка ходит как? (вперевалку, неуклюже.)
Поэтому мелодия утки какая? (медленная, неповоротливая.)
Мелодию утки играет инструмент- гобой.
Слайд №14 Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря»
Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Вдруг Петя насторожился. (слушают)
Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд 13).
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?
(Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.)
Мелодию коварной, хитрой кошки играет какой инструмент? - кларнет. Этот инструмент с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.
Кто ребята спас птиц то кошки?
«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку. (слушают)
Вышел дедушка. (Слайд 14).
Он рассердился, что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.
Вот мы с вами вспомнили знакомый сюжет сказки, а сегодня музыка нам расскажет, что же произошло дальше. Давайте послушаем и попробуем догадаться. (слушают)
И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 15).
Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые.
Тема, волка какая? (устрашающая, грозная.)
И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13)
Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (Слушание тему).
Дети: Это барабаны! Ударные инструменты.
Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
Из леса выходят Охотники. (Слайд 16).
Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием. (Слайд 17)
В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. (Слушают)
Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева.
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.
Предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальные портреты»
Сейчас будут звучать музыкальные темы героев сказки, а вам предлагаю в двигательных этюдах передать характерные особенности, черты, присущие тому или иному персонажу. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическая импровизация
Музыкальный руководитель : Ребята вы точно передали характерные черты героев, у вас получились замечательные образы,а создать их вам помогла красивая музыка композитора С. С. Прокофьева.
Музыкальный руководитель : Ребята, а как вы думаете, хорошая песня может поднять настроение? А что еще может поднять настроение? (игра)
Музыкальный руководитель : Тогда я вам предлагаю поиграть. Мальчики приглашайте девочек. Раз, два, три- друга для себя найди.
Муз. руководитель. Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Муз. руководитель. А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
Муз. руководитель. Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.
Молодцы, хорошо позанимались! А теперь показали мне ладошки и поблагодарили себя за работу на занятии.
До свидания! До встречи на следующем занятии!