Людмила Левашова
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Знакомство с вулканом» для детей подготовительной группы
Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы
«Знакомство с вулканом?»
Цель:
- закрепить
- познакомить детей с природным явлением - вулкан, причиной его извержения;
- формировать знаний о вулканах и расположении их на Земле;
Программные задачи:
Образовательные
- Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности „Знакомство с вулканом“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
-развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- пополнение словарного запаса: вулканолог, вулкан, кратер, жерло, лава.
- учить самостоятельно формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Воспитательные
- Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;
- поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Виды деятельности :
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Образовательные области:
физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, художественная литература, социализация, труд.
Оборудование:
Картинки с изображением вулканов, рельефный глобус, макет горы, дипломы вулканолога; сода, красная сухая гуашь, моющая жидкость, лимонная кисло-та или уксус, каждому пластиковая одноразовая посуда, колпачки, салфетка, ножницы, линейка, фломастер; очки и берет для Профессора Всезнамуса.
Предварительная работа:
- цикл экспериментальной деятельности и просмотр презентаций, о богатствах нашей Земли (свойства глины, нефти, песка, мела, воды) с Профессором Всезнамусом;
- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»,
- просмотр научно-познавательных программ «Хочу всё знать»; «Профессор Почемучкин»;
Последовательность работы:
1. Организационный момент.
Дети играют. Воспитатель привлекает внимание детей макетом вулкана, и все отправляются в гости к Профессору Всезнамусу (дети встают в круг и с помощью заклинания дети превращают воспитателя в Профессора Всезнамуса).
Опыт, опыт, ты наш друг.
Всё мы знать хотим вокруг.
Воспитатель закрутись,
Во Всезнамуса превратись!
2. Ход НОД.
Давайте мы подарим друг другу свои улыбки, и пусть от них будет радостно, ведь каждая улыбка - это солнышко, от которого становится тепло и радостно.
Сегодня мы снова пришли в лабораторию Профессора Всезнамуса «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (чтоб узнавать об объектах и явлениях неживой природы)
Тогда давайте все вместе вспомним, как называют людей, которые занимаются изучением недр земли? (геологи). А какие природные богатства вы знаете? (глина, песок, мел, каменный уголь, нефть). Правильно.
Скажите мне, какие природные явления вы знаете? (дождь, туман, снег, град, радуга, северное сияние, иней.) Молодцы! Но это ещё не все природные явления, с которыми вы знакомы. Сегодня мы поговорим ещё об одном таинственным и загадочным, грозном, но удивительным явлении природы. А о каком вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
(Повторить слово вулкан).
Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. На данный момент, ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.
Проблемная ситуация.
Что такое вулкан? Кто знает?
Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
Присаживайтесь на ковёр и послушайте одну легенду.
«Жил на свете бог по имени вулкан (показываю картинку бога «Вулкан»).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огне-дышащие горы стали называть вулканами.
Работа по рельефному глобусу. В нашей стране очень много горных массивов и среди них есть вулканы. В наше время, чтобы не случилось беды, учёные- вулканологи специально наблюдают за вулканами (Повторить слово вулканолог). Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.
Строение вулкана. Давайте заглянем внутрь вулкана и узнаем его строение. На что похож вулкан? Какой он формы? Правильно, вулкан - конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть. На что она похожа? (На большую яму, воронку) Верно. Вершина горы, из которой извергается лава, называется «кратер». (Повторить слово кратер). Это огромная чаша с крутыми склонами, на дне которой красновато - оранжевая пасть. Это жерло - дыра, уходящая глубоко в землю (Повторить слово жерло). Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой (Повторить слово лава). Лава - это растопленные, очень горячие камни.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
Интересно! А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают. Вулканы бывают трех видов. Действующий - это тот, который извергает лаву. Потухший - который больше тысячи лет не извергает лаву. Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент. Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Но перед тем, как начать нашу работу, давайте вспомним, как ведут себя в лаборатории. (не шуметь, не отвлекаться, брать всё только с разрешения и очень аккуратно).
Молодцы! Всё знаете! Тогда давайте посмотрим: из чего сделаем основание вулкана? (из колпачков). Правильно! Возьмите, каждый, по колпачку, линейке, фломастеру и ножницы. Линейкой отмерьте 3см. и поставьте фломастером риску. Ножницами отрежьте верхушку конуса до риски. Вот у нас по-лучилось основание вулкана.
Жерло вулкана можно сделать так : вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку. Все это ставим на поднос. Насыпаем в пластиковую баночку ложку соды, перемешанную с сухой красной краской (стакан №1). Добавляем 5 капель моющей жидкости пипеткой (стакан №2). А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что означает этот знак? (Опасно). Правильно, «Опасно!»- это уксус, наливать можно только взрослому. Его, вам, добавлю я сама, когда у вас будет все готово. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. У всех получилось? Он извергается спокойно.
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали очень аккуратно. Поэтому каждый получает диплом настоящего вулканолога. А сейчас мне пора превращаться.
(дети встают в круг и с помощью заклинания дети превращают Профессора Всезнамуса в воспитателя).
Опыт, опыт, ты наш друг.
Всё мы знать хотим вокруг.
Ты, Всезнамус, закрутись,
В воспитателя превратись!
Рефлексия. Ну, как, ребята, интересно было в гостях у Профессора Всезнамуса? Много нового узнали? А вот сейчас мы и проверим, кто из вас был самым внимательным.
КРОССВОРД О ВУЛКАНЕ.
1. Учёный, наблюдающий за вулканами?
2. Огненная жидкость, выходящая из вулкана?
3. Как называется гора, которая «плюётся» огнем и лавой?
4. Вершина горы, из которой извергается лава?
5. Дыра, уходящая глубоко в землю?
Какие вы все молодцы! Когда вырастите большими, то обязательно стане-те учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.
Сейчас мы немного отдохнём, а потом, я предлагаю, восковыми мелками и акварелью, нарисовать вулкан в ночи.