Гульназ Хакимова
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательный интерес детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах их строении, о видах питания зимующих птиц;
развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Зимующие птицы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
• отгадывание загадок;
• беседы о зимующих птицах;
• дидактическая игра «Улетает – не улетает»;
• дидактическая игра «Узнай по описанию»;
• изготовление кормушки для птиц.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы, дятла; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; кормушка для птиц, модели с видами питания зимующих птиц, конверт c письмом.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц,
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:Ребята, сегодня придя в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: д/с №3 группа "Подсолнухи". Письмо пришло из леса, но вот от кого оно - загадка. Давайте разгадаем загадку и может быть тогда узнаем кто же нам прислал это письмо:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Воспитатель: Да правильно это заяц. Давайте откроем скорей конверт и узнаем что в нём.
Зачитывается письмо:"Здравствуйте ребята мой домик находится в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как наступила зима одни птицы улетели в теплые края, а другие остались, ничего не пойму, что к чему? "
Воспитатель :Давайте вместе отправимся в лес и поможем зайцу разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
В: Посмотрите кто-то нас здесь встречает?
На столе лежат картинки с изображением птиц.
В: Это нас встречают птицы которые не улетели, а чтобы узнать какие птицы нужно разгадать загадки.
Серый маленький комочек
Чик-чирик замерз он очень!
Солнце выгляни скорей
Кто тепла ждет? (Воробей)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка красненькая грудь!
Дом родной ее – Сибирь
Как зовут ее? (Снегирь)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица
Называется … (Синица)
Кар-кар-кар кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она друзья, знакома,
Как зовут ее? (Ворона)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует. (Голубь.)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Отгаданные птицы прикрепляются магнитиками на доску.
Воспитатель: Какие это птицы? Почему они так называются?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц : что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные,
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети: Летают.
Физминутка "Птички"
Воспитатель: Все тело птицы за исключением клюва и лап покрыто перьями. Они защищают птиц от переохлаждения, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает. Ребята как вы думаете, перья у птиц легкие или тяжелые? Хотите узнать?
Опыт «Взвешивания на ладонях»
(Воспитатель предлагает взять на одну ладонь камень, на другую перо.)
Воспитатель: Ребята, какой руке тяжелее, где лежит камень или перо?
Опыт с перьями: «Подуем»
(Воспитатель предлагает взять детям в одну руку камень, а в другую перо. Сначала дети дуют на ладонь, где находится камень, затем, где находится перо.
Воспитатель: Дети, что произошло с камнем, а что с пером?
Игра "Угадай кто поет" (аудиозапись с голосами птиц)
Воспитатель: Летом мы с вами часто слышим пение птиц, а зимой редко. Почему же не поют птицы зимой? Зимой холодно и голодно птицам, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям, потому что легче прокормиться. Возле домов, всегда больше пищи. И мы должны им помочь продержаться до весны. Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать "птичьи столовые".
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками.
Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало, сырое мясо
Снегири питаются семенами, почками и семенами деревьев, очень любят клевать ягоды рябины
Вороны питаются очистками, остатками пищи они всеядны.
Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев
Голуби питается семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Давайте, вернемся из леса и устроим «птичью столовую». Раз, два, три, повернись, из леса возвратись.
Игра: «Корм для птиц». На подносе лежит различная еда, воспитатель предлагает детям выбрать то, чем питаются птицы и положить в кормушку.
В: Когда мы с вами пойдем на прогулку повесим нашу кормушку с кормом и покормим птиц.
Итог занятия:
– Каких птиц мы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Семенами?
Воспитатель: В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.