Рябошапко Наталья
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы».
Формирование экологических знаний и бережного отношения к зимующим птицам
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.
Программное содержание: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним, расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, аудиозаписи с голосами птиц, раскраска.
Ход непосредственной образовательной деятельности детей:
I. Организационный момент.
Ребята у нас сегодня непростое занятие. Мы с вами говорили о нашем заповеднике «Ростовский». Какие животные живут там. Но в заповеднике живут не только животные. Сегодня у нас гости. Но а кто- вы должны угадать сами. Я вам включу аудиозапись, а вы слушайте очень внимательны. (голоса разных птиц)
-Чьи голоса вы услышали? Птиц.
-Да, ребята. Мы сегодня будем говорить о птицах.
II.Беседа о птицах.
-Скажите, а чем отличаются птицы от животных? Птицы покрыты перьями. Они умеют летать. Птицы вьют гнезда на деревьях.
- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири)
-Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Зимующие.
-Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц которые живут в нашем заповеднике. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
1. С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется -(Синица)
- Это синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Послушайте как поет синичка. (Запись) Назвали эту птичку так, потому что когда она поет, слышится «син-синь» Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.
-Слушайте следующую загадку.
2. Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – (Снегиря.)
Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Он появляется с первым снегом. Давайте рассмотрим его внимательно. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - сера, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный.
-Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? Чтобы расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, а также чтобы справиться с
семенами других деревьев.
3. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Правильно, это дятел. А вы знаете как называют люди дятла. (Лесной доктор)
-Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Если на дереве сидит дятел и долбит кору дерева, значит это дерево заражено вредными жучками. Для этого ему нужен такой крепкий клюв. Еще он питается семенами шишек.
Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.
4. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый … .(Воробей)
Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, круглым туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит
поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. А где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
Любит пшено, зернышки пшеницы. Во дворах, На свалках, в кормушках.
5. Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая-
Известная персона,
Зовут её … (Ворона).
Ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.
6. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым,
II.Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам
В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны
Распушили перышки - частое потряхивание руками
Греются на солнышке - хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
III. Д/И “ Четвертый лишний» Дети получают картинки с разными птицами и выбирают лишних птиц.
IV. Ребята, зимой многие птицы погибают.
-Почему? Как вы думаете? Птицы умирают не от холода, а от голода. Потому что добывать зимой естественный корм становится тяжелее и птицы погибают. Что мы можем свами сделать для птиц, как облегчить их жизнь зимой? Правильно, мы делаем кормушки для них, и насыпаем туда корм для птиц.
А какими должны быть кормушки? Да, они должны быть удобными для птиц. Чтобы птицы могли свободно добраться до корма, а еще надо сделать так, чтобы корм не намочился от воды и снега.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин
-А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
А теперь проверим, какие внимательные.
V.Птичья викторина
• Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
• Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)
• Дитя любых пернатых (птенец) .
• Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
• Что птицам страшнее зимой холод или голод? (голод)
VI. Раскрасим снегирей.
VII. Рефлексия:
-О чем мы сегодня говорили?
-Чем занимались?
-Расскажите, какая у нас кормушка?