АННА ТЕПЛОВА
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов»
Выполнила:
Теплова А. Г. ,
воспитатель МБДОУ «Улыбка»
Долинск
2016
Цель:
Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.
Публикация «Конспект НОД „Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Задачи:
Образовательная: Познакомить с традиционным наследием местной культуры.
Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.
Развивающая: Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.
Оборудование: мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,
Подготовительная работа:
• Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
• Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
Содержание организационной образовательной деятельности детей.
I. Организационный момент
Слайд 1, 2.
Дети входят в группу, посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.
Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?
Дети: Сахалинская область, город Долинск.
Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом снами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?
Дети: Русские, корейцы, армяне, грузины.
II. Основная часть.
1. Беседа.
Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин.
Слайд 3.
Жизнь этого народа была трудна. Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.
Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?
Дети: Из кирпича, дерева.
Слайд 4, 5.
Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.
Это зимнее жилище «то-раф», похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.
Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?
Дети: Что бы не замерзнуть.
Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.
Слайд 6, 7, 8.
Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи.
2. Подвижная игра «Удачный улов».
Воспитатель : А сейчас мы поиграем.
В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные - «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком».
«Невод», «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».
Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.
Слайд 9, 10, 11, 12.
Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.
Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли). Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд13, 14
3. Физкультминутка «В лесу растет черника».
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика. (Наклоны вперед)
Чтобы ягоды сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте).
Слайд 15,16,17
Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?
Дети: прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.
Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый Год, масленица, день рождения.
(звучит мелодия нивхских песен)
Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя».
Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные.
III. Заключительная часть
Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?
Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?
Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.
Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.