Нина Ивановна Баранова
Развивающая игра «Ярмарки краски», посвященная русским промыслам, традициям, обычаям.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить учащихся с русскими народными промыслами России, мастерами разных мест, традициями. Развивать интерес к декоративно- прикладному искусству, понимать ценность связи прошлого с настоящим, уважительно относиться к культурному наследию своего народа.
План.
1) Вступительная беседа.
2) Презентация фильма «Русские народные росписи».
3) Оформление прилавков ярмарки разных художественных промыслов.
Публикация «Развивающая игра „Ярмарки краски“, посвященная русским промыслам, традициям, обычаям,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2017
4) Представление ребятами по карточкам своего вида народного творчества.
5) Ответы на вопросы покупателей.
6) Русская матрёшка. История, разные виды.
7) Практическая часть «Закончи рисунок»-роспись изделий разных мастеров.
8) Подведение итогов.
Оборудование.
1) Компьютерная презентация «Русские народные росписи».
2) Аудио запись на тему русских народных мотивов.
3) Предметы художественных промыслов для ярмарки.
4) Визитные карточки со стихами к определённому виду промысла.
5) Прилавки для оформления.
6) Русская матрёшка.
Ход проведения.
Изменялись названия королевств и империй.
Пролетали столетья. Идеалы летели.
А былое геройство то забавно, то грустно.
Всё на свете уходит-остаётся искусство. В. Боровицкая.
1. Вводная беседа.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы проводим игру, в которой поговорим о творчестве народных мастеров, художников, то есть о декоративно -прикладном искусстве, которое возникнув в глубочайшей древности, стало ведущей областью народного творчества,тесно связанного с художественным ремеслом.
Вопрос: Ребята, а что является результатом творчества народных мастеров и художников?
Ответ: художественные изделия, которые имеют практическое применение в быту. Это посуда, игрушки, мебель, украшения, одежда. Всё это красиво расписано художниками разными народными мотивами, украшает, поднимает настроение.
ВЕДУЩИЙ: Мы соприкоснёмся с чудом творения русских умельцев, художников давших такое культурное наследие, любовь,простоту и уникальность в своих творениях. Назовём наше занятие «Ярмарки краски» .
Вопрос: Что такое ярмарка?
Ответ: это старинное народное гуляние, где люди веселились, гуляли, играли, состязались в ловкости, силе, пели, плясали, ремесленники продавали свои товары, при этом громко зазывали и нахваливали свои товары.
Вопрос: Какие товары продавались на ярмарке?
Ответ: деревянная расписная посуда, игрушки, сувениры, предметы быта.
Вопрос: из каких промысловых мест съезжались со своими товарами народные художники, умельцы, ремесленники?
Ответ: из Хохломы, Городца, Гжели,Полхов-Майдана, Жостова, Палеха, Павлова.
2. Предлагаю разбиться на группы и каждой группе по видам художественных промыслов (Городца, Гжели, Хохлома) отобрать подготовленные предметы, иллюстрации а также визитную карточку со стихами к определённому виду промысла, которую вы представите от своей группы.
Оформить прилавок, используя предметы, атрибуты для ярмарки, создающие праздничное настроение народного гуляния.
Подготовиться к презентации своего художественного промысла, завлечь покупателей,используя прибаутки, шутки скоморохов, частушки, загадки.
3. ВЕДУЩИЙ: Пока ребята готовятся представить свой промысел, предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Русские народные промыслы». Смотрим фильм.
4. ВЕДУЩИЙ: Не пора ли нам,друзья, побывать на ярмарке. Приглашайте, мастера, удивлять подарками.
Звучит музыка на тему русских мотивов. Добро пожаловать на нашу ярмарку. Ребята в русских костюмах приглашают покупателей к своим прилавкам.
ЯРМАРКА. ГОРОДЕЦКАЯ роспись (по карточкам) :
Городец - старинный город, Он своим искусством молод, Розы, кони, чудо- птицы- Не возможно не влюбиться! Мебель, прялки расписные, Да наличники резные…. Городецкие узоры- Оторвёте взгляд не скоро!
ПОКУПАТЕЛЬ (ведущий) : а как же пишут мастера такие красивые, сказочные цветы, птиц, коней?
ПРОДАВЦЫ: наши птицы, кони и цветы пишутся в несколько слоёв (показывают по таблицам последовательность выполнения, затем покрывают лаком, приобретают блеск и служат долго.
ГЖЕЛЬСКАЯ роспись:
Словно белые метели Вазы, чашки, блюдца Гжели Запорошили цветы - Небывалой красоты. Звучность в темно- синей краске, Нежность в сине-голубой…. Розы гжельские, как в сказке На посуде пред тобой.
ПОКУПАТЕЛЬ: восхитительно хороша сине- голубая роспись на этих изделиях. Но из чего же делают мастера эту посуду? ПРОДАВЦЫ: Гжельские гончары работают с белой глиной, обжигают в печах изделия. А затем черной кобальтовой краской наносят рисунок, покрывают глазурью. От жаркого пламени кобальт становится сочно- синим, прозрачная глазурь восхитительно блестит (демонстрируют изделия).
ХОХЛОМСКАЯ роспись:
Хохломская роспись- алой моды россыпь, Отголоски лета в зелени травы. У красы точеный сарафан парчовый, По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи хохлому одели: Рощи, перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы В этот несказанный праздничный наряд! И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней Хохлома!
ПОКУПАТЕЛЬ: как много ягод, цветов, лепестков. А что что за завиточки такие сказочные и почему Хохлому называют золотой? ПРОДАВЕЦ: это хохломской орнамент «травушка-муравушка», красиво изогнутые длинные былинки, красного, черного, золотого цвета. Похожи они на кудрявые завитки и поэтому самые затейливые называют «кудрина». А золотой Хохлому называют потому что россыпи покрывают олифой или лаком, который при обжиге становится золотистым.
РУССКИЕ МАТРЁШКИ : Мы - весёлые сестрицы, Мы – матрёшки озорницы. 1,2,3,4,5 – любим в прятки поиграть, На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки! В сарафанах наших пёстрых Мы похожи словно сёстры, Завязали мы платочки, Ладушки, ладушки! Раскраснелись наши щечки, Ладушки, ладушки!
ПОКУПАТЕЛЬ: Вот так веселый хоровод! Глаз не отвести! Из каких же мест их привезли? ПРОДАВЦЫ: Известным центром является г. Семенов, матрешка так и называется- семеновская, есть матрешки Крутца-она статная, есть из Полхов – Майдана - румяная, яркая, приветливая.
ВЕДУЩИЙ: Сколько умения, щедрости, терпения, любви надо иметь, чтобы стать мастером таких прекрасных изделий, произведений искусства. И сколько ещё таких мастеров подарит нам русская земля.
РОСПИСЬ ДЕРЕВЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ: Мы с вами теперь,зная росписи мастеров, приступим к росписи изделия «Закончи рисунок», распишем изделия красивыми узорами (матрёшки, блюдца, шкатулки, свистульки)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Ребята рассказывают о получившихся росписях, используя знания, которые получили во время игры. Результат игры - изделие, расписанное в традициях декоративно-прикладного искусства. Подведение итогов игры.
Всем спасибо!