Лариса Милова
Семинар-практикум «Как приобщить дошкольников к традициям обычаям Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Вводное слово :
«Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон
Ты кормилец наш, Дон Иванович!
Про тебя-то лежит слава добрая!
Слава добрая, речь хорошая!
Как бывало ты всё быстёр бежишь
Ты быстёр бежишь, всё чистёхонек.»
А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о том, как приобщить детей дошкольного возраста к традициям и обычаям Донского края.
Публикация «Семинар-практикум „Как приобщить дошкольников к традициям обычаям Донского края“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для начала маленькая разминка-викторина для воспитателей:
- кто такой казак?
(Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар)
- как называлось жилище казаков?
(курень)
- как назывался фартук?
(запон,завеска)
- какую рыбу на Дону называют «чебак»?
(лещ)
-как назывались головные уборы казаков?
(фуражка,папаха)
-основное «средство передвижения» казаков?
(конь)
- главное оружие казака?
(шашка)
Воспитатель: замечательно,теперь поговорим о средствах приобщения дошкольников к традициям и обычаям Донского края. Все мы знаем,что основной вид деятельности дошкольников-это игра. У донских казачат были свои любимые игры в которые они с удовольствием играли. Некоторыеиз них я предлагаю вашему вниманию:
Игра «Бой с булавами»
Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.
Игра «Перебери зерно»
Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.
Хочу заметить,что данная игра развивает мелкую моторику рук,что способствует развитию речи детей.
Игра «Нагайка»
Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.
Игра «Утица»
Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:
«Шла утица по бережку,
Шла серая по кругу.
Вела детей за собой.
Вдруг селезень налетал!
Утицу догонял!
Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень
Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.
Игра «Наездники»
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Казачья игра «Утёнок»
Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.
Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?
Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).
Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?
Утенок: Вот как я, утенок, гнездо совиваю (крутит руками).
Хор: Как ты, утенок, пера нащипаешь?
Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку).
Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?
Утенок: Вот яиц наношу (садится на корточки).
Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?
Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак).
Хор: как ты их в поле выгоняешь?
Утенок: Вот выгоняю (садится на корточки, гонит руками)
Хор: Как ты их в пары разбиваешь?
Утенок: вот я их в пары разбиваю (разбивает хор по парам)
Хор: Как их всех разгоняешь?
Утенок: Вот разгоняю!
Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.
Сейчас мы поиграем в речевую игру «Переводчик». Язык донского казачества был довольно своеобразен. Переведите текст, заменяя казачий говор более понятными для нас словами.
Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».
(гутарил-рассказывал, надысь-недавно, сула-судак, чебаков –лещ, казан-котёл металлический, щербы-ухи, пострелята-дети, вечерить-ужинать, супротив-напротив, чапура-белая цапля, чикиляет-идёт прихрамывает)
Ещё один вид знакомства с казачьим народным творчеством – это загадки, пословицы, поговорки. Умение разгадывать загадки – ключ к познанию ведомого и неведомого. А знакомство с пословицами и поговорками приближает ребёнка к идеалу нравственности, к тому, каким должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.
Сейчас мы с вами проведём игру «Собери из слов пословицу». (Ведущий раздаёт карточки и предлагает из данного набора слов составить пословицу или поговорку.
1. Атаманом, терпи, будешь, казак.
2. Пули, казак, боится, не.
3. Не поест, сам, коня, казак, а, накормит.
4. Казак, рысак, и, таков, каков.
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать военные казачьи загадки.
1. Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля)
2. Летит птица крылатая без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт. (стрела)
3. На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло)
4. Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник на коне)
5. Обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (подковы)
6. Погоны жёлтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (казаки)
Воспитатель: и конечно же невозмжно приобщение дошкольников к культуре Донского края без чтения художественной литературы,это произведения наших донских писателей,в которых они отражают быт и обычаи донского казачества.
Назовите,пожалуйста,произведения донских писателей,с которыми мы должны знакомить дошкольников?
Литературные произведения для детей младшего и среднего
дошкольного возраста.
1. Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый".
2. Н. Скребов "Толстопятые друзья".
З. Н. Костарев "Мы играем в детский сад!".
4. Н. Костарев "Почемучка".
5. Н. Костарев "Чудо-чудеса"
6. Н. Костарев "У нас на Дону"
7. Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса".
Литературные произведения для детей старшего дошкольного возраста.
1. А. П. Чехов "Каштанка" (глава V. "Талант! Талант!")
2. М. А. Шолохов "Жеребёнок".
3. М. А. Шолохов "Нахалёнок"
4. П. Лебеденко "Сказки Тихого Дона".
5. Т. Тумилевич "Бисеринка".
6. Н. Костарев "Волшебники труда".
Мы потомки славного, сильного и свободного племени – казачества. Обычаи и обряды казаков касались и полевых работ, и службы, и семейной жизни, передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и внукам. А какой праздник без казачьей песни? Ведь на Дону казаку и камешек подпевает.
Песня «Ой при лужку»
Песни на Дону не только пели, их играли. Окончены полевые работы, убран урожай в закрома, теперь можно погулять, повеселиться, хороводы поводить.
Танец под мелодию «Заинька»
Воспитатель:
Для достижения положительных результатов в приобщении дошкольников к культуре Донского края конечно прежде всего необходимо создать в группах предметно-развивающую среду.
Как вы считаете, что должно быть у нас в групповых комнатах, чтобы расширять и обобщать знания детей о родном крае?
Воспитатель: итак, подведем итог нашего семинара, знакомя детей с культурой и обычаями Донского края, мы с вами решаем задачи пяти образовательных областей, предусмотренных ФГОС:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Хотелось бы закончить наш семинар словами Н. М. Карамзина:
«Народ, который не знает своей культуры
и истории – презрен и легкомысленен»