Безрукова Светлана Анатольевна
Конспект НОД «Воздух и его свойства» (старший дошкольный возраст)
Цель: формирование представления о воздухе и его свойствах.
Задачи:
- Уточнить знания детей о воздухе через опыты. Закрепить известные свойства воздуха (невидим, можно обнаружить, и познакомить с новыми его свойствами (не имеет определенной формы, упругий, есть во всех предметах, легче воды, имеет вес).
- Развивать наблюдательность, внимание, интерес к познавательной деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Воздух и его свойства“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Методы и приемы:
- Словесные: беседа, вопросы к детям.
- Наглядные: наблюдение.
- Практические: опыты и экспериментирование, моделирование.
- Игровые: игры на закрепление свойств воздуха.
Предварительная работа:
- беседа «Что такое воздух»,
- изготовление вееров,
- игра «Поймай воздух»,
- игры с воздушными шарами, мячами,
- подбор оборудования для опытов.
Словарная работа: невидим, можно обнаружить, не имеет формы, упругий, есть во всех предметах, легче воды, имеет вес, лаборатория.
Материал и оборудование:
- стакан,
- баночки с водой по количеству детей,
- пуговицы, шурупы, камешки,
- не надутый и надутый воздушные шары,
- мячи по количеству детей,
- модели, отражающие свойства воздуха,
- магнитная доска.
Ход занятия
- Сегодня мы будем говорить. Отгадайте о чем: «Он повсюду, он везде, без него нет жизни» (ответ детей.) Ребята, вы знаете, что такое воздух? (Это смесь газов, составляющая атмосферу нашей земли) Кому нужен воздух? Посмотрите внимательно вокруг. Вы видите воздух? (ответы). Предлагаю вам сейчас разобраться: есть ли воздух, ведь мы его не видим.
- Ребята, внимательно посмотрите, есть ли что - нибудь в стакане? (ребятам показывается стакан, выслушиваются их ответы)
- Говорите, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. Подойдите к столу, будьте внимательны. Сейчас нужно будет перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой (стакан держать нужно очень прямо.)
- Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Как вы думаете?
- Что есть невидимое в стакане?
- Правильно, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
- Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?
- Давайте обозначим схемой это свойство (один из детей выставляет на доску первую часть схемы - чистый лист)
- Какое свойство обозначили этой схемой?
- Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить.
- Как можно обнаружить воздух?
- Помашите перед лицом веером. Что вы чувствуете?
- Обозначим следующее свойство : воздух можно обнаружить (ребенок ставит
следующую карточку).
- Какое свойство воздуха обозначили?
- Посмотрите, у меня в руках воздушный шарик. Он мягкий и не имеет формы. А вот шарик, который я надула. Какой он стал по форме?
- Как же мы ответим на вопрос: имеет ли форму воздух?
- Правильно, воздух не имеет формы. Он принимает форму того предмета, в котором находится.
- Внутри шарика воздух стал упругий, и шарик тоже стал упругий. Потрогайте осторожно.
- Отгадайте загадку: Упадет - поскачет,
Ударишь - не плачет. (Мяч.)
- Как вы думаете, что внутри мяча?
- Правильно. Поэтому он такой упругий. Чем лучше мяч надут, тем он лучше
прыгает. Попробуйте, как прыгают эти мячи. (Дети прыгают на больших мячах.)
- Значит, мы выяснили, что воздух не имеет формы. Он упругий. Обозначим эти свойства такими карточками. (Дети выставляют на стенд карточки)
- Что еще накачивают воздухом?
- Ребята, вы сказали, что воздух есть повсюду. Посмотрите, что лежит на столе?
- Есть ли в них воздух?
- Кто как думает?
- Давайте проверим. У вас на столе есть банки с водой и мелкие предметы сейчас мы будем кидать предметы в воду. Внимательно смотрите на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросаем в воду пуговицу. Что вы увидели? (Предмет падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх).
- Бросаем камешек. Что вы опять видели?
- Что же это за пузырьки? Откуда они взялись?
- Пузырьки - это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду. Куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха?
- Как вы думаете, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх?
- Камень тяжёлый, тяжелее воды - он тонет, падает на дно; воздух легкий, легче воды- он поднимается вверх и выходит из нее. Воздух есть во всех предметах.
- Обозначим эти свойства такими схемами. Дети выставляют следующие карточки)
- Что мы обозначили этими карточками? (Воздух есть во всех предметах. Воздух легче воды)
- А как вы думаете, воздух имеет вес?
- Давайте проверим. Подойдите к столу.
- У меня на столе стоят весы. На одну чашу кладу не надутый шарик, а на другую надутый шарик. Что мы видим? (Чаша с надутым шариком перевесила)
- Какой вывод можно сделать? (Воздух имеет вес)
- Мы выяснили, что воздух имеет вес. Обозначим данное свойство следующей карточкой.
(Ребенок выставляет на стенд карточку, изображающую данное свойство
воздуха)
- Давайте повторим, какие свойства воздуха мы теперь знаем? (Воздух невидим, его можно почувствовать, он есть во всех предметах, не имеет формы, упругий, легче воды, имеет вес.) Повторяем свойства воздуха по моделям.
Литература:
- С. Н. Николаева. «Ознакомление дошкольников с неживой природой». Педагогическое общество России. Москва. 2003 г.
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Издательство «Учитель». Воронеж. 2002 г.
- М. А. Рунова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение». Мозайка - Синтез. Москва. 2006 г.