Айтана Сулачакова
Конспект НОД «Волшебный эксперимент» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме «Волшебный эксперимент» (старшая группа)
Воспитатель: Сулачакова А. С.
Приоритетная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Волшебный эксперимент“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Познавательное развитие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать мыслительные процессы: память, внимание, логическое мышление.
3. Закреплять умение сравнивать предметы.
Речевое развитие:
1. Развивать диалогическую форму речи, закреплять умение отвечать на вопросы.
2. Развитие слухового внимания
Социально-коммуникативное развитие:
1. Формировать товарищеские и доброжелательные отношения.
2. Работа в группе.
Физическое развитие:
1. Развивать двигательную активность у детей.
2. Развивать культурно-гигиенические навыки
Художественно – эстетическое развитие:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Ожидаемый результат:
У детей развит познавательный интерес, развиты мыслительные процессы, такие как память, внимание, логическое мышление. Также развито умение сравнивать предметы. Сформированы доброжелательные отношения.
Содержание НОД
Вводная часть
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся
Дети: Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
Воспитатель:
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть - встаём,
Но один никто не будет!
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать?
Ответы детей.
(вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 4 маленьких конверта).
Вместо подарков лежит конверт (читает записку) :
«Это я спрятал ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг…»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт.
Вспомним правила безопасности:
(читает инструкцию)
«Можно:
думать, слушать, смотреть;
трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
Нельзя:
во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого
Основная часть
Воспитатель: Открываем конверт № 1 «Непромокаемый кораблик»
Вопрос 1: «Занимает ли воздух место (пространство?» (предположения и догадки детей)
Опыт: Для этого опыта нам нужны: тара с водой, кораблик бумажный и стакан.
Запускаем кораблик в плавание и накрываем сверху стаканом. Кораблик опускается на дно и должен стать мокрым, но он всплывает сухим
Вывод: Нам кажется,что стакан пустой, но на самом деле там есть воздух, который не пускает воду во внутрь.
Вопрос 2: «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку, наполненный водой, и погрузим в него апельсин.
Воспитатель: Что делает апельсин? (ответы детей).
Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.
Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).
Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? (ответы детей)
Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.
Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин в кожуре умеет плавать, а апельсин без кожуры тонет.) Держите подсказку. (отдает конверт)
Воспитатель: Открываем конверт № 2
Читает загадку:
«Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там ….
(РАДУГА)
Мне очень нравится радуга, я готов любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».
Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, белые тарелки)
Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга.
Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
«Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите необычной краской».
Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей).
Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки). Можем мы этим рисовать? (ответы детей)
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Словесная игра «Скажи наоборот»
День - ночь,
Далеко - близко,
Высоко - низко,
Добрый - злой,
Черный – белый,
Жарко – холодно,
Грязно – чисто,
Светлый – темный.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему другу? (предположения детей)
Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая «невидимое делает видимым».
Опыт (продолжение) : в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется. Заранее жидкость с йодом для детей мне во время занятия)
Воспитатель: Ребята, ну не чудо ли это?
Вывод: Йод вступает в реакцию с бумагой и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 4
«Ребят, а вы моете руки? Докажите мне, что мыло защищает нашу кожу от микробов»
На столе стоит контейнер с водой (туда добавить черный молотый перец -микробы).
Воспитатель: Ребята, как можно доказать защиту мыло от микробов? (предположения детей)
Воспитатель: Смотрите, (добавляю перец в воду) это микробы. Если опустить палец в воду с микробами, то микробы останутся на нашем пальце.
Теперь вы обмакните палец в жидкое мыло, и его же погрузите в воду с микробами. (Проводим эксперимент)
Воспитатель: Что мы видим?
Воспитатель: Правильно, микробы убегают от мыла и палец остается чистым.
Дети: Да
Вывод: Чаще мойте руки и микробы вам не страшны!
(Дается подсказка)
Воспитатель: Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают пазлы в картинку с цифрами. Это изображение Мальчика - Грязнули.
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, где же он? (дети говорят, что вот он сидит)
Мальчик-Грязнуля: Да, это я забрал ваши подарки.
Воспитатель: Ну, зачем ты их забрал?
Мальчик-Грязнуля: Вот вам хорошо… Вы играете, веселитесь, а со мной никто не играет, говорят что я грязный.
Воспитатель: Ну, чтоб тебя так не называли, тебе просто надо мыться. Вот и всё. Ребята, а давайте поиграем с Мальчиком-Грязнулей!
Мальчик-Грязнуля: Хорошо, отдам я ваши подарки, только поиграйте со мной. Ведь я не плохой, мне просто не с кем поиграть. Но сначала угадайте загадку.
Загадка: ростом мал да удал, от меня ускакал.
Хоть надут он всегда, с ним не скучно никогда. (Мяч)
Игра «Попрыгайка» с мячом.
Заключительная часть
Мальчик-Грязнуля: Спасибо вам ребята (возвращает коробку с подарками) Я вам обещаю, что буду всегда мыть лицо и руки с мылом. Буду таким же чистым и аккуратным как вы, ребята.
После игры воспитатель рассказывает. Ребята, а вы знаете, почему мяч отскакивает от пола после удара? Как вы уже знаете, что воздух есть вокруг нас, хотя мы его и не видим. Внутри мяча тоже есть воздух. При ударе об пол он сжимается. А разжимаясь он отпрыгивает от пола (как бы отталкивается).
Воспитатель: Молодцы, выполнили все задания и поиграли с Грязнулей.
Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки?
Какие задания мы сегодня выполняли?
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять?