Виктория Нигмятуллина
Конспект НОД «Волшебные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные звуки»
Описание непрерывной образовательной деятельности дошкольников.
Возрастная группа: средний дошкольный возраст
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Развитие слухового восприятия.»
Тема НОД: «Волшебные звуки»
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.
Публикация «Конспект НОД „Волшебные звуки“» размещена в разделах
Цель: создать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития тактильной, слуховой чувствительности детей, на основе жизненного опыта. Формировать представления о звуке как колебании и их различных комбинациях.
Задачи:
формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание; формировать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); развивать представления о свойствах звука; совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка.
воспитывать толерантность в общении со сверстниками и взрослыми; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, создание игрового шумового оркестра (сюжетно-ролевая игра «Оркестр», использование элементов здоровьесберегающих технологий, такие как: двигательная пауза, самомассаж.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Оборудование, материалы: мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи звуков природы, оркестра, линейки металлические на каждого ребенка, линейки пластмассовые на каждого ребенка, линейки деревянные на каждого ребенка, листы бумаги на каждого ребенка, стаканчики с натянутой на них резинкой на каждого ребенка, материалы для изготовления шумовых инструментов: пустые баночки разных размеров с крышкой, крупа: фасолевая, горох, семечки, пшено.
Предварительная работа: беседа о том, какие звуки дети слышат каждый день в детском саду, дома, на улице; слушание музыки; беседа о музыкальных и шумовых звуках.
Ход НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Вводная часть (мотивация)
Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной… Как прекрасно слышать Звук : Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный».
А. Усачев «Звукарик»
Звук живет в любом предмете, сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами, любит прятаться внутри!
Про человека, который внимательно к чему- то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке»
Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, слушаете ли вы то, что происходит вокруг? Вам нравится слушать и слышать? Тогда сегодня я приглашаю вас в удивительную страну – страну ЗВУКОВ.
В страну, где все звучит,
Где звуки обитают,
Где даже малыши
Всё, всё о звуках знают
В нашем садике, на улице живут разные звуки. Послушаем их сейчас. (смотрим презентацию в картинках и с сопровождением соответствующих звуков)
Дети внимательно слушают воспитателя, заинтересовываются, соглашаются отправиться в путешествие.
Постановка проблемы:
Вспомните, что вы слышали, когда шли сегодня в детский сад?
Знаете ли вы, как появляются звуки?
Ответы детей (проезжала машина, чирикали воробьи, кричали ребята, хрустел под ногами снег, дул ветер и т. д.)
II. Основная часть
Как вы думаете, может ли звучать линейка? (воспитатель берет в руки линейку деревянную и показывает ее детям, задает вопрос) Подумайте, что нужно сделать, чтобы линейка издала звук?
Дети делают предположения: (стукнуть о стол, размахивать, стучать друг о друга линейки и т. д.)
Опытно-экспериментальная работа (опыт №1)
Давайте вместе с вами попробуем извлечь звук из деревянной линейки. Для этого, мы положим один конец линейки на стол и прижмем ее крепко рукой, а другой конец линейки оставим свисать в воздухе. Если теперь мы нажмем другой рукой на свободный конец линейки и резко отпустим…. Что мы услышим?
А как вы думаете, что происходит с линейкой?
Положите свои линейки на стол.
Каждый ребенок берет деревянную линейку, рассматривает ее, проводит эксперимент.
Ответы детей (линейка звучит, появился звук и т. д.)
Ответы детей (она колеблется, движется, дрожит)
А теперь давайте проведем еще один эксперимент. Одна половина детей оставит у себя в руках деревянные линейки, а другая половина возьмет пластмассовые линейки и проделаем поочередно тот же эксперимент. Сначала будет звучать подгруппа деревянных линеек, а потом пластмассовых. Звук меняется?
Положим эти линейки и возьмем металлические линейки. Повторим опыт.
Какой звук у этой линейки7
Половина детей оставляет у себя в руках деревянные линейки, а другая половина берет в руки пластмассовые линейки и повторяет предыдущий опыт по очередности. Ответы детей (звук изменился, стал другим, более громким)
Каждый ребенок берет в руки металлическую линейку. И опыт повторяется.
Ответы детей (у этой линейки звук более тонкий, не похожий на предыдущие)
ВЫВОД: Давайте с вами сделаем вывод. Линейки звучат одинаково или по разному?
А из каких материалов сделаны линейки?
Так мы с вами с помощью эксперимента выяснили, что линейки из разных материалов звучат по разному!
Ответы детей (по разному)
Ответы детей (пластмасса, дерево, металл)
Физкультурная минутка, самомассаж
А теперь я предлагаю вам сделать паузу и подвигаться. Выходите из-за стола и повторяйте движения за мной:
В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)
Тишина. (прикладываем палец к губам)
В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)
Я одна. (разводим руки)
Только слышно как шуршунчики шуршат (растирают сначала ладони, потом ушки, плечи, ножки)
В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)
Тишина. (прикладываем палец к губам)
В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)
Я одна. (разводим руки)
Только слышно как стукунчики стучат (ладошки в кулачки и стучим ими друг о друга сверху, потом постукивает кулачками о плечи, ножки)
Дети повторяют движения, улыбаются.
Опытно-экспериментальная работа (опыт №2)
Я попрошу вас закрыть глаза и отгадать, что звучит (стеклянный бокал, лист бумаги, фантик от конфеты, крышка от кастрюли, лоскут ткани, погремушка, переливание воды).
Ответы детей
ВЫВОД: каждый предмет издает звук при трении, скольжении, ударе. Если предметы не трогать, то звука не будет.
Ответы детей (звук)
Опытно-экспериментальная работа (опыт №3)
Приглашает нескольких детей (по желанию) подойти к столу, взять губки (разные по размеру) намочить их и отжать. Еще одному ребенку предлагает спокойно вылить воду из лейки в миску.
Слышите звуки? На что они похожи?
Что произойдет, если подуть на измельченный пенопласт? Попробуйте? На что это похоже?
ВЫВОД: Если перелить воду из сосуда в сосуд, отжать губку появляется звук, а в спокойном состоянии вода не звучит.
Ответы детей (да, на звуки дождя)
Предположение детей
Дети дуют, и подтверждают, что пенопласт разлетелся в разные стороны.
Ответы детей (Это похоже на снег)
Опытно-экспериментальная работа (опыт №4)
Сейчас я предлагаю вам творческое задание: определите образ человека по поющему голосу Определяем: пол поющего (мужской или женский, возраст, характер, внешние данные, на каком языке поет – понятном (русском или нет, (поет маленькая девочка и мальчик, песня веселая, задорная)
Дети размышляют, отвечают
Вывод: Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше… петь!
Сюрпризный момент:
Звуки бывают музыкальные и немузыкальные. Немузыкальные звуки называются шумовыми. Сейчас я предлагаю вам создать свой шумовой оркестр. Для этого я принесла пустые баночки, которые мы будем наполнять разными материалами.
Проходим с вами в мастерскую для изготовления «инструментов». В высокие баночки мы насыпаем фасоль, в баночки по - меньше — горох, еще меньше-пшено, а в самые маленькие-семечки.
Дети с фасолью и семечками встают слева от меня, а дети с пшеном и горохом-справа. Когда я подниму красный флажок, играют дети слева, а когда синий-дети справа.
(Звучит музыка и дети в ритм играют на «инструментах»)
Наш оркестр не простой,
Наш оркестр шумовой…
Свободнее вставайте,
В оркестре заиграйте!
Дети проходят к столу с предметами, заинтересованно рассматривают, выбирают себе материал, наполняют им баночки, встают в определенные позиции.
Дети в ритм музыки поочередно трясут баночками, а в конце все вместе.
III. Заключительная часть (рефлексия)
В нашем путешествии в страну звуков, мы узнали много нового. А что мы узнали о звуках?
Как связаны звуки с движением?
Понравился ли вам наш оркестр?
Дома для родителей и друзей устройте свой шумовой оркестр, объясните, почему звучит материал, внутри баночек.
Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! В. Степанова
Дети подводят итог занятия: вспоминают опыты, выводы из каждого опыта, повторяют какие звуки бывают, рассказывают. Как им понравился шумовой оркестр.
Список использованных материалов:
1. Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с. : ил. – Библиогр. : с. 203
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru