Лучший педагог года

Конспект НОД «Волшебные звуки»

Виктория Нигмятуллина
Конспект НОД «Волшебные звуки»

«Волшебные звуки»

Описание непрерывной образовательной деятельности дошкольников.

Возрастная группа: средний дошкольный возраст

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Развитие слухового восприятия.»

Тема НОД: «Волшебные звуки»

Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.

Публикация «Конспект НОД „Волшебные звуки“» размещена в разделах

Цель: создать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития тактильной, слуховой чувствительности детей, на основе жизненного опыта. Формировать представления о звуке как колебании и их различных комбинациях.

Задачи:

формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание; формировать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); развивать представления о свойствах звука; совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка.

воспитывать толерантность в общении со сверстниками и взрослыми; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, создание игрового шумового оркестра (сюжетно-ролевая игра «Оркестр», использование элементов здоровьесберегающих технологий, такие как: двигательная пауза, самомассаж.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Оборудование, материалы: мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи звуков природы, оркестра, линейки металлические на каждого ребенка, линейки пластмассовые на каждого ребенка, линейки деревянные на каждого ребенка, листы бумаги на каждого ребенка, стаканчики с натянутой на них резинкой на каждого ребенка, материалы для изготовления шумовых инструментов: пустые баночки разных размеров с крышкой, крупа: фасолевая, горох, семечки, пшено.

Предварительная работа: беседа о том, какие звуки дети слышат каждый день в детском саду, дома, на улице; слушание музыки; беседа о музыкальных и шумовых звуках.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть (мотивация)

Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной… Как прекрасно слышать Звук : Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный».

А. Усачев «Звукарик»

Звук живет в любом предмете, сколько их – посмотри!

Звук – шутник, играя с нами, любит прятаться внутри!

Про человека, который внимательно к чему- то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке»

Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, слушаете ли вы то, что происходит вокруг? Вам нравится слушать и слышать? Тогда сегодня я приглашаю вас в удивительную страну – страну ЗВУКОВ.

В страну, где все звучит,

Где звуки обитают,

Где даже малыши

Всё, всё о звуках знают

В нашем садике, на улице живут разные звуки. Послушаем их сейчас. (смотрим презентацию в картинках и с сопровождением соответствующих звуков)

Дети внимательно слушают воспитателя, заинтересовываются, соглашаются отправиться в путешествие.

Постановка проблемы:

Вспомните, что вы слышали, когда шли сегодня в детский сад?

Знаете ли вы, как появляются звуки?

Ответы детей (проезжала машина, чирикали воробьи, кричали ребята, хрустел под ногами снег, дул ветер и т. д.)

II. Основная часть

Как вы думаете, может ли звучать линейка? (воспитатель берет в руки линейку деревянную и показывает ее детям, задает вопрос) Подумайте, что нужно сделать, чтобы линейка издала звук?

Дети делают предположения: (стукнуть о стол, размахивать, стучать друг о друга линейки и т. д.)

Опытно-экспериментальная работа (опыт №1)

Давайте вместе с вами попробуем извлечь звук из деревянной линейки. Для этого, мы положим один конец линейки на стол и прижмем ее крепко рукой, а другой конец линейки оставим свисать в воздухе. Если теперь мы нажмем другой рукой на свободный конец линейки и резко отпустим…. Что мы услышим?

А как вы думаете, что происходит с линейкой?

Положите свои линейки на стол.

Каждый ребенок берет деревянную линейку, рассматривает ее, проводит эксперимент.

Ответы детей (линейка звучит, появился звук и т.  д.)

Ответы детей (она колеблется, движется, дрожит)

А теперь давайте проведем еще один эксперимент. Одна половина детей оставит у себя в руках деревянные линейки, а другая половина возьмет пластмассовые линейки и проделаем поочередно тот же эксперимент. Сначала будет звучать подгруппа деревянных линеек, а потом пластмассовых. Звук меняется?

Положим эти линейки и возьмем металлические линейки. Повторим опыт.

Какой звук у этой линейки7

Половина детей оставляет у себя в руках деревянные линейки, а другая половина берет в руки пластмассовые линейки и повторяет предыдущий опыт по очередности. Ответы детей (звук изменился, стал другим, более громким)

Каждый ребенок берет в руки металлическую линейку. И опыт повторяется.

Ответы детей (у этой линейки звук более тонкий, не похожий на предыдущие)

ВЫВОД: Давайте с вами сделаем вывод. Линейки звучат одинаково или по разному?

А из каких материалов сделаны линейки?

Так мы с вами с помощью эксперимента выяснили, что линейки из разных материалов звучат по разному!

Ответы детей (по разному)

Ответы детей (пластмасса, дерево, металл)

Физкультурная минутка, самомассаж

А теперь я предлагаю вам сделать паузу и подвигаться. Выходите из-за стола и повторяйте движения за мной:

В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)

Тишина. (прикладываем палец к губам)

В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)

Я одна. (разводим руки)

Только слышно как шуршунчики шуршат (растирают сначала ладони, потом ушки, плечи, ножки)

В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)

Тишина. (прикладываем палец к губам)

В доме моем (делам над головой крышу из ладоней)

Я одна. (разводим руки)

Только слышно как стукунчики стучат (ладошки в кулачки и стучим ими друг о друга сверху, потом постукивает кулачками о плечи, ножки)

Дети повторяют движения, улыбаются.

Опытно-экспериментальная работа (опыт №2)

Я попрошу вас закрыть глаза и отгадать, что звучит (стеклянный бокал, лист бумаги, фантик от конфеты, крышка от кастрюли, лоскут ткани, погремушка, переливание воды).

Ответы детей

ВЫВОД: каждый предмет издает звук при трении, скольжении, ударе. Если предметы не трогать, то звука не будет.

Ответы детей (звук)

Опытно-экспериментальная работа (опыт №3)

Приглашает нескольких детей (по желанию) подойти к столу, взять губки (разные по размеру) намочить их и отжать. Еще одному ребенку предлагает спокойно вылить воду из лейки в миску.

Слышите звуки? На что они похожи?

Что произойдет, если подуть на измельченный пенопласт? Попробуйте? На что это похоже?

ВЫВОД: Если перелить воду из сосуда в сосуд, отжать губку появляется звук, а в спокойном состоянии вода не звучит.

Ответы детей (да, на звуки дождя)

Предположение детей

Дети дуют, и подтверждают, что пенопласт разлетелся в разные стороны.

Ответы детей (Это похоже на снег)

Опытно-экспериментальная работа (опыт №4)

Сейчас я предлагаю вам творческое задание: определите образ человека по поющему голосу Определяем: пол поющего (мужской или женский, возраст, характер, внешние данные, на каком языке поет – понятном (русском или нет, (поет маленькая девочка и мальчик, песня веселая, задорная)

Дети размышляют, отвечают

Вывод: Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше… петь!

Сюрпризный момент:

Звуки бывают музыкальные и немузыкальные. Немузыкальные звуки называются шумовыми. Сейчас я предлагаю вам создать свой шумовой оркестр. Для этого я принесла пустые баночки, которые мы будем наполнять разными материалами.

Проходим с вами в мастерскую для изготовления «инструментов». В высокие баночки мы насыпаем фасоль, в баночки по - меньше — горох, еще меньше-пшено, а в самые маленькие-семечки.

Дети с фасолью и семечками встают слева от меня, а дети с пшеном и горохом-справа. Когда я подниму красный флажок, играют дети слева, а когда синий-дети справа.

(Звучит музыка и дети в ритм играют на «инструментах»)

Наш оркестр не простой,

Наш оркестр шумовой…

Свободнее вставайте,

В оркестре заиграйте!

Дети проходят к столу с предметами, заинтересованно рассматривают, выбирают себе материал, наполняют им баночки, встают в определенные позиции.

Дети в ритм музыки поочередно трясут баночками, а в конце все вместе.

III. Заключительная часть (рефлексия)

В нашем путешествии в страну звуков, мы узнали много нового. А что мы узнали о звуках?

Как связаны звуки с движением?

Понравился ли вам наш оркестр?

Дома для родителей и друзей устройте свой шумовой оркестр, объясните, почему звучит материал, внутри баночек.

Дарите музыку друг другу,

Дарите музыку друг другу.

Пусть каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас! В. Степанова

Дети подводят итог занятия: вспоминают опыты, выводы из каждого опыта, повторяют какие звуки бывают, рассказывают. Как им понравился шумовой оркестр.

Список использованных материалов:

1. Девятова, Т. Н.  Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с. : ил. – Библиогр. : с. 203

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия «Буква С. Звуки [С]-[С’]» Цель: Знакомство с буквой С; правильное произношение и различение звуков [С] – [С’]. Задачи: - развитие фонематического слуха; - формирование.

Конспект занятия «Звуки [а]-[у]» ТЕМА: «Звуки «А - У» ЦЕЛЬ: закрепить навык четкого произнесения звуков А- У в слогах, словах, фразах; учить дифференцировать звуки А- У;.

Игры «Колокольчик с фасолью», «Волшебные клубочки», «Волшебные прищепки». 1. Цель игры: научить детей классифицировать предметы по цвету, размеру; развивать мелкую моторику. Ход игры: берем колокольчик с отверстием.

Сценарий праздника «Как волшебные звуки музыки излечили сердце природы» (Дети под музыку заходят в музыкальный зал, встают в круг) Ведущая: Здравствуйте, дети! Посмотрите, как по - весеннему украшен наш музыкальный.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа) .

Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: • Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. • Развивать навыки звукобуквенного.

Конспект занятия по рисованию «Волшебные звуки музыки» Цель: изображение музыки в виде свободных линий, пятен, разнообразных узоров. Задачи: с помощью красок учить создавать образы, навеянные.

Конспект занятия «Звуки А У и буквы А, У» Цели: Коррекционно –образовательные: • Учить четко произносить и давать характеристику звукам [а] [у] • Выделять ударные и безударные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [М]-[М’]» Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей предшкольной подготовки Воспитатель: Клименко. О. А Білім беру саласы.

Конспект занятия «Звуки [с]-[с’]. Буква с» Звуки С, Сь. Буква С Цели: коррекционно-образовательные: — научить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Сь; — формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Волшебные звуки»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 23:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Волшебные звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Нигмятуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД