Ольга Власенко
Конспект НОД «Волшебник воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе
«Волшебник – воздух»
Выполнила:
Власенко О. Н., воспитатель
Тема: «Волшебник - воздух».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».
Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;
Уточнить и расширить знания детей о роли воздуха в жизни человека;
Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
Подвести к пониманию, что воздух есть в окружении, в пространстве, что он невидимый, легкий, движется и т. д. ;
Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, движется, грустный, веселый, большой, маленький.
Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
Развивающие:
Развивать представления детей о свойствах воздуха;
Развивать творческую фантазию, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
Развивать умение сравнивать, анализировать;
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность,
Коррекционные:
Развивать познавательно-психические процессы: произвольная внимание, логическое мышление, память;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Основные приемы и методы:
• практические: эксперимент, опыты;
• наглядные: рассматривание, показ педагога
• словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения.
• игровые: создание проблемной ситуации, физкультминутка.
Оборудование занятия:
Письмо, Лунтик, шкатулка, Воздушные шарики; нарисованные схемы: человек, глаз, нос, руки, ухо; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); прозрачные стаканчики с водой, горох (по количеству детей*5); на каждый стол тазик с водой; вееры по количеству детей; кораблики; крышки от бутылок (по количеству детей); трубочки для коктейля; вертушка на палочке; лук, апельсин, духи.
Этап НОД Содержание деятельности
Организационно-методические указания
Открытый вход в деятельность
Деятельностный этап
Сюрпризный момент, игровая ситуация
Художественное слово (загадка)
Организация познавательной беседы, диалога педагога и детей
Создание проблемной ситуации
Подведение детей к самостоятельному выводу
Вопросы педагога.
Ответы детей
Показ действий.
Уточнение.
Вопросы педагога.
Ответы детей
Показ схемы
Физкультминутка.
Художественное слово.
Решения проблемной ситуации.
Вопросы педагога.
Ответы детей. Поощрения.
Выводы.
Художественное слово.
В: Дети входят в группу.
Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками!
Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова:
«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Доброе утро! Все вместе!
Дети: Доброе утро!
Ребята, когда я шла в садик, мне в лицо дул такой приятный ветерок.
А вы почувствовали прикосновение ветра на своём лице?
Посмотрите, этот ветерок побывал в нашей группе и что-то принес.
(Воспитатель показывает воздушный шар.)
Что это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?
Дети. Это воздушный шарик. В нем спрятался воздух.
Воспитатель. Ребята, а шарик нам письмо принёс. Интересно, кто же нам её прислал? Наверное, какой-то сказочный герой. Давайте откроем её и прочтём.
«Ребята, на Луне, где я жил, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, нигде не нашёл. Помогите мне его найти».
Воспитатель. Дети, а вы догадались, кто прислал это письмо? Посмотрите, а это кто?
Дети. Это Лунтик.
Воспитатель. Ребята, нам надо помочь Лунтику. Вы согласны помочь? Где же мы найдём воздух, у меня его нет. Ребята, а вы видите воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (шкатулка)
Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
В: показывает два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были больше, веселые, а сегодня у него один шарик большой, веселый, а второй – маленький и грустный.
В: ребята, а почему шарик стал маленький?
Правильно, один шарик сдулся.
В: ребята, а если мы надуем шарик, что будет внутри шарика? (воздух)
В: Раз внутри шарика у нас будет воздух, тогда, какой у нас шарик? (воздушный шарик).
В. : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В. : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В. : Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает.
Я предлагаю вам, ребята, отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием,
Садитесь за столы.
Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску.
Для проведения опыта, оденьте, пожалуйста, на голову шапочки, садитесь за столы.
В: На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
В. : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
В. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.
В. : Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете,
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Что изображено на следующей схеме? - Руки.
Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 2. (Движение воздуха)
В: Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка)
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске - человек.
Опыт 3. (Воздух в человеке)
В. : Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
В: Воздухом мы дышим, мы его вдыхаем и выдыхаем. Давайте, узнаем, можем ли мы обойтись без воздуха? Для этого, зажмите ладошкой рот и нос, и, будем считать, и посмотрим, сколько времени вы сможете не дышать. Да без воздуха не обойтись, не прожить и дня!
В: Возьмите трубочки, двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки. Микробы и вирусы передаются по воздуху
Вывод: сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
Физкультминутка:
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
В: А мы продолжаем проводить эксперименты.
Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
А давайте его понюхаем (НЕ ИМЕЕЕТ ЗАПАХА)
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Вы с мамой возвращались домой. Заходя в ограду, вы почувствовали запах пирогов. Оказывается, бабушка напекла такие вкусные пирожки, о чем вы с мамой догадались по запаху. Хотя мы с мамой даже не зашли еще в квартиру, а уже узнали, что у нас на ужин. Так можно почувствовать запах, который нам передаёт воздух.
В: - И вы вместе со мной сейчас можете понюхать воздух. Достать запашистое: апельсин, лук, чеснок дать понюхать детям духи.
Но хочу вас предупредить, ребята, нюхать можно не все и не всегда. Например, опасен для здоровья запах бензина, уксуса, краски, дым от сигарет и другие запахи.
Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Опыт 5. «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, давайте вспомним, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
Воздух существует!
Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Воздух без запаха, только передает.
Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Воздух можно услышать разными способами.
Ветер – это движение воздуха.
Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными.
Лунтик за нами наблюдал, довольный стал, очень многого узнал!
Воспитатель: Что же мы сегодня узнали о воздухе?
Воздух : невидимый, прозрачный-бесцветный, не имеет запаха, необходим для дыхания.
Молодцы ребята.
В: Спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе-волшебнике.
В: подарок, на память о наших опытах - мыльные пузыри!
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)