Оксана Вахрушева
Конспект НОД «Волшебница-водица» (старшая, подготовительная группа)
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о состоянии воды.
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о состоянии и свойствах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, лёд. снег, молоко, ложки, краски, аудиозапись «Вода», кувшин с водой.
Методы и приемы:
Публикация «Конспект НОД „Волшебница-водица“ (старшая, подготовительная группа)» размещена в разделах
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приемы
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети располагаются за партами вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам собирались в гости уже знакомые сестрички. Но давайте вспомним, как нужно вести себя при гостях и в обществе? Правильно, не шуметь, быть вежливыми, внимательными, добрыми. Молодцы! Ну что же там происходит?
На ширме появляются Капелька, Льдинка Снежинка с ведёрком, ссорятся.
-Это обо мне загадки!
- Нет, обо мне!
-Да что вы такое говорите? Это вообще обо мне загадки!
Воспитатель: Ой, так это наши знакомые! Кто же это ребята?
Дети: Капелька, Льдинка и Снежинка.
Воспитатель: Здравствуйте! Что случилось? Почему вы ругаетесь?
Капелька: Здравствуйте! Вот никак мы решить не можем, у нас в ведёрке загадки, а мы не можем разобраться о ком они?.
Воспитатель: Не переживайте сестрички, у нас ребята очень умные и они обязательно помогут вам решить проблему.
Капелька: Ребята, помогите нам, пожалуйста, а то мы совсем поссоримся.
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, что же такое вода, лёд и снег, и их признаки.
Дети: Да, мы согласны!
Дети проходят за парты, на экране появляются три состояния воды- вода, лёд, снег.
1 слайд: На экране три состояния воды (жидкое, твёрдое, рыхлое)
Воспитатель: Давайте сначала поговорим о первой сестричкой – Капелькой.
Основная часть.
Опыт №1.
Два стакана. Один с водой, один пустой.
Воспитатель: Ребята, что в стаканчике?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, капельки воды, вода. Давайте поближе познакомимся с ней. Какая она? Давайте понюхаем сначала. Чем пахнет вода? Вода не имеет запаха. Она ничем не пахнет.
Вкус: А как вы думаете, вода имеет вкус? Давайте попробуем, имеет она вкус?- дети пробуют воду на вкус-вода безвкусная.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.
. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Опустим ложку в стаканы. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду ложку видно, а через молоко – не видно. Значит вода прозрачная жидкость.
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, вода принимает форму сосуда, в который налита, она не имеет своей формы.
А теперь и вы перелейте воду в другой стаканчик. Какая вода?
Воспитатель: Правильно, жидкая, текучая. Вода – это жидкость.
Ответы детей.
Вывод: Вода жидкая, текучая, не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ни формы.
Воспитатель: Вот видишь капелька, как много наши ребята о тебе знают.
Капелька: Ой ребята, как здорово! Я так много узнала о себе!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где встречается вода в природе?
2 слайд: Капля, река, дождь.
Ответы детей…
Физкультминутка
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш-ш.
Руки моем с-с-с.
Щеки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Воспитатель: Ну, вот, пришло время поговорить о второй сестричке – Льдинке.
Ребята, как вы думаете, что будет с водой, если положить её в холодильник?
Воспитатель: Правильно – она замерзнет.
Опыт №2.
Обратите внимание- у вас на столах в подложках лежит лёд. Потрогайте его пальцем. Какой он?
Давайте возьмем ложечку и постучим по нему. Какой он, твёрдый или мягкий?
Ответы детей: твёрдый, холодный, скользкий, прозрачный.
ВЫВОД: Лёд- это вода в твёрдом состоянии. Лёд может дарить и радость и огорчение (примеры детей)
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите, что происходит со льдом при комнатной температуре?- он тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите салфетки и вытрите ваши ручки.
3 слайд: сосульки, каток, замёрзшее озеро…
Вот какая вода волшебница!
Опыт № 3
Воспитатель: Ну а теперь настало время поговорить ещё о третьей сестричке- Снежинке. Ребята что произошло со снегом с приходом весны?- растаял. Во что он превратился?- в ручейки. А какой он был зимой?- белый, рыхлый, холодный. Снег- это какое состояние воды? –РЫХЛОЕ. А из чего же состоит снег?- из снежинок.
Ответы детей: Снежинки это маленькие замороженные кристаллы воды.
Воспитатель: Давайте вспомним, где встречается лёд в природе?
4 слайд: Снежинка, снегопад, снеговик, лыжник (зимние игры и забавы)
СНЕЖИНКА: Ой, и правда ребята, вы так о нас много знаете!
Ответы детей…
ВЫВОД: Все это: Капелька, Льдинка и Снежинка – родные сестрички! Почему?
Дети: Потому что все это – ВОДА, НО В РАЗНОМ СОСТОЯНИИ!
Воспитатель: Все они равны, и им не стоит ссориться. У них одна мамочка – ВОДА!
Воспитатель: А теперь ребята давайте мирить наших сестричек!
Воспитатель достает из ведёрка загадки. Дети отгадывают и определяют к кому они относятся.
ЗАГАДКИ:
• ВОДА: Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
• Мы говорим: она течёт, Мы говорим: она играет.
Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает.
• ЛЁ Д: Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов!
• СОСУЛЬКА: Забралась на карниз, нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет, а на солнце плачет!
СНЕЖИНКА: Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке!
• Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?
• СНЕГ: С неба прилетел, зиму пролежал,
Солнышко пригрело- в землю убежал!
СНЕЖИНКА: Ой ребята! Как здорово! Теперь у нас у каждой своё ведёрко с загадками!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы много с вами говорили о воде и её состояние. А скажите, какое главное богатство нашей Республики?
5 слайд: На экране появляется слайд с озером Байкал.
Дети: Это озеро Байкал, потому что оно самое глубокое и чистое, его надо беречь.
Воспитатель: Мы рассказали нашим гостьям о них, а теперь давайте покажем им игру чтоб они запомнили, что им нельзя ссориться.
Подвижная игра «Превращения».
- С неба падают снежинки и ложатся на поля, белым снегом, словно пухом, покрывается земля (дети кружатся на носочках как снежинки)
-Вот пригрело солнышко, лёд подтаял и подул лёгкий ветерок, капельки соединились и замёрзли.
- Когда вода замерзает. Она превращается в лед и становится твердой. Давайте прижмемся друг к другу крепко-крепко, как будто мы замерзли, станем крепким твердым кусочком льда.
- А теперь выглянуло солнышко, потеплело, и наша льдинка превратилась в воду. Давайте возьмемся за руки и походим змейкой, как ручеек бежит весной. Вода жидкая, текучая, нам весело!
Воспитатель: Запомните сестрички, у вас одна мама-вода! И вам не стоит ругаться и ссориться!
Льдинка: Спасибо вам ребята, что помирили нас! Теперь мы всегда будем дружны, и никогда не будем ссориться!
Снежинка: До свидания, друзья!
Воспитатель: Молодцы ребята, надеюсь наши сестрички больше не будут ссориться!
Подведение итога: Ребята, надеюсь вам понравились наши гостьи. Давайте вместе вспомним как их зовут- Капелька, Льдинка и Снежинка. Вы сегодня многое узнали о состоянии воды, закрепили ваши знания, а главное- помогли нашим гостьям решить их проблему!