Анастасия Речкина
Проект для второй младшей грруппы «Волшебница водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – познавательный, исследовательский проект
«Волшебница водица»
Паспорт проекта
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : Информационно – познавательный, исследовательский.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой (23 человек, все желающие).
По времени проведения: 1 год.
По характеру контактов: реализован в рамках ДОУ.
Публикация «Проект для второй младшей грруппы „Волшебница водица“» размещена в разделах
Состав проектной группы : Руководители проекта – воспитатели группы.
Цель проекта : Формирование экологической культуры ребёнка, ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Задачи проекта :
• Закрепить представления детей: о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая, вкус, действии с водой и предметами, вода принимает разную форму.
• Расширение словарного запаса. Формировать умение выполнять простейшие опыты.
• Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
• Формировать представления детей о значении воды в жизни человека;
• Воспитание бережного отношения к воде.
Ожидаемые результаты:
- Создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о воде, её значении для человека и окружающей среды. Формирование представлений детей о природном объекте воде;
- у детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;
- дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;
- у детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- формирование познавательного интереса; воспитание бережного отношения к воде.
Этапы реализации проекта.
Проект включает в себя 3 этапа.
1 этап. Подготовительный. (3 месяца)
1. Беседы о воде.
2. Подбор художественной литературы по теме: А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка». Рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
3. Подбор экспериментов с водой.
4. Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода)
5. Подбор подвижных игр.
2 Этап. Основной. (6 месяцев)
- Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных;
Цель: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
-Аппликация «Капельки».
Цель: Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Выкладывая на листе бумаги детали разной величины. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем, наклеивать детали. Вызывать радость от полученного результата. Создать условия для ознакомления с осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Поощрять исследовательский интерес и проведение простейших наблюдений. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Формировать элементарные математические представления (различать понятия «один-много», «большой - маленький». Расширять и активизировать словарный запас детей ( существительные: дождь, дождик; прилагательные: мокрый, холодный; глаголы: льет, течет).
-Рисование «Снеговик».
Цель: Развитие интереса детей к рисованию. Вызывать у детей желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Упражнять в рисовании предметов круглой формы слитными линиями. Продолжать учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навык закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти.
- Лепка «Снежные комочки-большие и маленькие».
Учить детей лепить предметы шарообразной формы. Закрепить знание цвета (белый).Учить аккуратно работать на доске.
-Опыты
-Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком трубочка не видна, а в воде видна).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
-«У воды нет вкуса». Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать для сравнения сок. Если они не убедились, пусть еще попробуют воду. (Дети очень часто слышат от взрослых, что воды вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует).
- «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть понюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
- Лед – твердая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Таким же образом проследить за таянием снега.
- Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
- Вода жидкая, может течь. Дать детям два стакана – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и в ручейках, не текла бы из крана. Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Сравнить с киселем, он густой.
- В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет. Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.
- Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросить детей, как получить теплую воду? Проделать это вместе с ними. Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже вода бывает разная: теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, то какую бы они воду выбрали: теплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных: теплых или холодных морях? Сказать, что в холодных морях живет меньше животных.
- Вода не имеет формы. Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Наливаем воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находиться, а на ровном месте растекается лужицей. Вывод: значит, жидкая вода не имеет формы.
- Всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке? Озере? Луже? Бросаем в воду камешки или другой материал (кусочек земли, песка). Вывод: чистя вода – прозрачная, грязная и мутная – непрозрачная.
-Чтение художественной литературы (сказок, рассказов, потешек, загадок). А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» ; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка». Рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
-Экскурсия в живой уголок.
-Полив цветов
-Подвижные игры:
1) Игра «Хорошо-плохо».
Дети встают в круг, педагог бросает ребёнку мяч он ловит и отвечает на вопрос «что хорошего или плохого в воде».
2) Игра «Какая бывает вода?»
Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопрос: какая бывает вода? и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос
3) Игра «Ходят капельки по кругу?»
Звучит музыка, напоминающая дождь.
Воспитатель – мама Тучка, а детки - капельки.
Под музыку капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
4) Игра «Солнышко и дождик»,
5) Игра «Море волнуется».
-Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода).
Образовательные ситуации с детьми:
Тема Опыты Число проведения Ответственный
Образовательная деятельность: «Волшебница вода» Вода прозрачная. 14.12.2016г Оксана Александровна
У воды нет запаха.
У воды нет вкуса.
Лед – твердая вода.
Вода не имеет формы
В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет.
Лепка «Снежные комочки-большие и маленькие». 20.12.2016г Оксана Александровна
Образовательная деятельность: «Водичка, водичка…» У воды нет запаха. 25.01.2017г Анастасия Геннадьевна
Вода прозрачная.
Вода жидкая, может течь.
Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают.
Экскурсия в живой уголок Аквариум с рыбками. 8.02.2017г Анастасия Геннадьевна
Рисование «Снеговик» 14.02.2017г Анастасия Геннадьевна
Образовательная деятельность: «Чудесница вода.» У воды нет запаха. 17.03.2017г Анастасия Геннадьевна
Вода прозрачная.
У воды нет вкуса.
Вода не имеет формы
Пар – это тоже вода
Вода жидкая, может течь
Всегда ли вода бывает прозрачной?
Аппликация «Дождик» 29.05.2017г
Оксана Александровна
Полив цветов. По мере необходимости
Оксана Александровна Анастасия Геннадьевна
3 этап. Заключительный. (3 месяца)
- Беседы о воде с целью закрепления знаний;
- организация выставки детских работ (рисование, лепка, аппликация);
-Составление портфолио проекта.
Используемая литература:
1. Е. Е. Крашенников, О. Л. Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;
2. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;
3. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005;
4. О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2005;
5. О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2008;
6. Дошкольное воспитание. - №6. – 2006;
7. Дошкольное воспитание. - №6. – 2008;
8. https://playroom.ru/content/view/1415/18
9. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1006-proekt-volshebnitsa-voda.html
10. https://ds82.ru/doshkolnik/1431-.html
11. https://kyzina.fo.ru/blog/32012
12. https://detsad-kitty.ru/lessons/3742-sbornik-razvivayushhix-igr-s-vodoj-i-peskom-dlya.html
13. https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0172.shtml
14. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
https://www.maaam.ru/detskijsad/-ledjanoi-korablik.html