Наталья Бутасова
Занятие «Волшебница вода». Экспериментирование, старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Цели:
-совершенствовать представление детей о свойствах воды.
-развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, умение делать выводы.
Задачи:
- Прививать бережное отношение к воде.
- Знакомить с различными свойствами воды.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Публикация «Занятие „Волшебница вода“, Экспериментирование, старшая группа,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: литровые банки 4 шт., песочный набор для экспериментов, камень, шишка, ткань, губка, бумажные цветы, два тазика., иллюстрации с молекулами воды, монетка, яйцо 1 шт.
Здравствуйте ребята!
Сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, в страну науки и экспериментов.
Отгадайте загадку и вы узнаете с каким веществом нам предстоит экспериментировать.
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Воспитатель: Правильно,вода. А наша цель сегодня узнать о новых свойствах воды. Но прежде чем узнавать о новых, давайте вспомним, что мы уже знаем о воде. А в помощь нам вот такая таблица (свойства воды).
А чем же так важна вода? (ответы детей). А как именно вы – дети, а не взрослые можете помочь сберечь воду? (ответы детей). Правильно. Поэтому воду нужно беречь, экономить и не загрязнять.
Итак, пришло время узнать о воде кое - что новое и интересное.
Предлагаю вам провести первый эксперимент.
Перед вами 3 банки воды и варёное яйцо, что с ним произойдёт, если мы его опустим в воду? Опускаем в 1-ю ёмкость, 2-ю и 3-ю. Что происходит? Почему в 1-ой и 2-ой емкости яйцо тонет, а в 3-ей нет. Кто догадался почему? (ответы детей). Тогда надо преступать к исследованиям. Я предлагаю потрогать воду, везде одинаковая, тогда предлагаю попробовать воду. Вот вам всем по ложке - пробуйте. Чем отличается вода в ёмкостях? Вода солёная, вот и секрет, а когда воду солят, она меняет свою плотность, посмотрите, на картинке молекулы воды. Это молекулы не солёной воды они двигаются свободно, а как только воду посолили они все встали плотно друг к другу и не дают в данном случае яйцу утонуть.
Игра: давайте сами попробуем стать маленькими молекулами воды и ещё выберем яйцо. Когда вода чистая, без добавок, молекулы плавают отдельно друг от друга. Но только стоит воду посолить, они быстро собираются вместе и плотно прижимаются друг к другу, так, чтобы яйцо не сумело проскочить сквозь них. А теперь попробуем ещё раз. Молодцы!
Представляете, бывают целые солёные моря и озёра, и там люди в воде могут спать или читать, совершенно не боясь утонуть (иллюстрации).
Игра. «Попробуй проскочи».
Выбирается ребёнок, изображающий яйцо, остальные дети- молекулы воды, по команде солёная, дети соединяются плотно, задача яйца пройти сквозь них. По команде «пресная», дети двигаются в свободном направлении, «солёная» - смыкают ряды.
Второй эксперимент.
А вы знаете, что у воды есть интересное свойство. Представьте, я нашла монету, но она такая старая, что ничего не просматривается, а вдруг она очень ценная для нумизматов (проведена предварительная работа). Как же узнать,что на ней изображено?. Кто даст ответ? Зато я знаю очень простой способ как это сделать, а поможет мне в этом вода. Её можно превратить в увеличительное стекло. Проведём эксперимент, на столе монетка, если на неё просто смотреть, то плохо видно,что на ней нарисовано (выгравировано) и написано, накроем её банкой, посмотрим, что изменилось? Ничего. Нальем на перевёрнутое донышко воды и опять посмотрим на монетку. Что изменилось? Вода увеличила монету. Итак, мы с вами познакомились с ещё одним свойством воды, она может увеличивать предметы. Можно разглядывать таким способом всё, что угодно.
Разминка.
А сейчас нам надо размять свои молекулы. Вставайте и повторяйте за мной.
К речке быстрой мы спустились, (бег на месте)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, (наклоны в сторону)
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно;
Вместе - раз, это – брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
Отряхнулись и домой (можно 2 раза).
Третий эксперимент.
А сейчас мы с вами проведём эксперимент фокус, Вода обладает ещё одним свойством, вспомните, если летом мы попали под дождь, что случается с нашей одеждой? Она становится мокрой и тяжёлой. Если опустить шишку, а она из чего сделана, правильно, из дерева, а оно воду впитывает очень медленно, она долго будет плавать пока не утонет. Ну а если это будет камень, то он вообще воду не впитывает, и поэтому сразу тонет. То есть вода обладает свойством впитывания, проникновения. И в каждый предмет вода проникает по разному, где-то очень быстро, а где наоборот медленно. А сейчас мы узнаем, как впитывание воды будет действовать на бумагу. У меня приготовлены бумажные цветы, лепестки у них завёрнуты. Я предлагаю вам провести эксперимент.
Опустите свои цветочки лепестками вверх в воду и понаблюдайте за ними. Они начинают раскрываться, почему это происходит. Правильно, бумага впитывает воду постепенно, бумага набухает, становится тяжёлой, и тянет лепестки вниз, вот такое чудо происходит на наших глазах.
А сейчас давайте вместе вспомним, что нового мы узнали о воде:
-если её посолить, что происходит?
-Как из воды можно сделать увеличительное стекло?
-если налить на донышко банки воды и положить какой-нибудь предмет, то при рассматривании он увеличится.
И ещё мы узнали, что проникновение воды в каждый предмет происходит по-разному, и, используя это свойство, можно делать разные фокусы.
Вы ребята все молодцы, я хочу подарить вам ещё бумажных цветов, чтобы вы показали этот фокус дома. Не бойтесь экспериментировать и узнавать новое, мир вокруг нас очень разнообразен и интересен.
До свидания! Спасибо за Ваше внимание!