Юлия Михайлова
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебница водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Уточнить значение её для всего живого.
3. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие формы, прозрачность, вода - растворитель.
4. Объяснить, почему вода нуждается в отчистке.
5. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
6. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, прозрачная.
7. Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Волшебница водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
МАТЕРИАЛ: глобус,стаканчики разной формы, стаканы с водой и молоком, соль, сахар, чайные ложки, салфетки, стаканчики для опытов, небольшая бутылка, блюдце, чашка, мыльные пузыри, технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, наглядная физминутка «Злая тучка», презентация с видеороликами).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя». Чтение рассказов, сказок познавательного характера, беседы о воде «Значение воды», «Зачем беречь воду?», ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций; игры о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка», «Кому нужна вода?», «Где, какая вода бывает?» и др. ; чтение худ. литературы, экологических сказок «Как речку обидели», «Путешествие капельки» и др. ; наблюдение за водой во время прогулок. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Действующие лица: Клоун (К, дети (Д).
Ход занятия:
Входит клоун в руках держит сундучок.
К: -Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть! Давайте познакомимся, меня зовут Лютик. А как зовут тебя? А тебя? Скажите дружно, как вас зовут.
-Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, я принесла сундучок, а вот что в нем, вам надо отгадать!
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Д:-Вода.
К:-Давайте посмотрим. Открывает сундучок, достает стаканчик с водой.
-Вот она наша отгадка, это вода. А кто мне скажет, что такое – это вода?
Ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Ребенок:
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Ребенок:
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Ребенок:
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Ребенок:
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Молодцы! Вы сказали все правильно.
- Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Давайте посмотрим.
Просмотр видео о воде.
- Я предлагаю вместе перелить воду и посмотрим, что у нас получиться.
Опыт№1.
Дети переливают воду из одного стаканчика в другой. Приходят к выводу. Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.
К:-Скажите мне пожалуйста, а где же вода живёт?
(Перед детьми ставят глобус)
К:-Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?
Дети:- Синим!
Воспитатель: На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
Дети:- Много!
Воспитатель: А знаете ли вы, какая вода в море на вкус?
Дети: Солёная!
Воспитатель: Её можно пить?
Дети- Нет!
Воспитатель: А мы, какую воду пьём?
Дети:- Не солёную!
Воспитатель: Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. - А мы можем с вами пить воду сразу из реки, озера?
Д: -Нет, мы пьем ее уже очищенную из крана.
-А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?
Дети:- Потому что она там грязная ее нужно очищать.
Просмотр видео о воде.
Опыт № 2 «Фильтрация воды»
-Посмотрите, у меня есть на столе: неочищенная вода, как можно ее очистить? Что для этого нужно?
-Фильтр.
Приглашается один ребенок для проведения опыта. Через воронку с фильтром пропускается грязная вода и выливается уже очищенная.
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
-Хорошо, воду мы очистили, она стала прозрачной?
-Да, вода прозрачная.
-Давайте, проверим прозрачная она или нет.
Опыт N 3 "Вода прозрачная"
-А теперь ребята, давайте опустим камешек в стакан с водой. Хорошо ли вам видны камешки, на которые вы смотрите (ответы детей)
-А если опустить в стакан с молоком ложку? Нам ее будет видно?
Показ детям со стаканом молока.
Действительно - вода искажает предметы, но видно их хорошо, а молоко непрозрачно. Предметы становятся не видны.
Вывод: вода - прозрачная.
Опыт N 4 "Форма воды"
-Кто мне скажет, какую форму имеет вода?
-А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
-Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает (ответы детей)
-А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце (ответы детей)
-Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Д: -У воды нет формы.
- А, в природе какие формы может принимать вода?
Д: -дождь, капля, туман, озеро, море и т. д.
Вывод: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
-Какую еще форму может принять вода? Отгадайте загадки:
Загадки.
1. Что за столбик ледяной
С крыши свесился весной
И растет, и тает.
Плачет и сверкает.
(Сосулька)
2. Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я - замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная.
(Снежинка)
3. Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают.
(Облака.)
4. Летом бежит, зимой спит,
Весна настала - опять побежала.
(Река)
5. Снег растаял - не беда!
Вместо снега есть вода.
А потом вода уйдёт,
В небе тучкой поплывёт.
И пойдёт, когда не ждёшь,
Постучав по крыше,. .(Дождь)
Отгадки появляются на доске.
-Молодцы, справились с заданием. Я знаю, что, когда появляются тучи на небе, потом обязательно идет дождь, и вот одна такая тучка, хочет нам помешать сегодня гулять, давайте ее прогоним.
Физкультминутка-видео.
Опыт № 5 «Вода – растворитель».
-Итак, мы выяснили, что вода –это жидкость, она прозрачная и не имеет формы, а теперь давайте проверим есть ли у воды вкус?
Предлагаю детям попробовать воду из стаканчика.
Д:- Вода не имеет вкуса.
Затем предлагаю детям размешать в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
-Ребята скажите, а для чего и для кого необходима вода?
Д: -Вода нужна: животным, птицам, растениям, человеку.
-Представьте, что вода исчезла. Что тогда произойдет?
Д:-засохнут растения, погибнут животные, птицы, люди.
-Да, ребята, ни одно живое существо не может жить без воды. Поэтому воду надо беречь.
-А что мы с вами можем для этого сделать?
Д:-не бросать мусор, не выливать в водоемы грязную воду, дома выключать кран.
- А для чего нужна вода человеку? (мыть посуду, купаться, поливать цветы, стирать одежду).
Просмотр видео «Берегите воду»
Итог занятия.
-Итак, вода нужна человеку, чтобы стирать, мыть посуду, пить, готовить пищу, поливать растения, принимать душ. А еще с водой можно поиграть.
Я приготовила для вас интересную игру, но сначала отгадайте загадку:
Шарики надули мыльные с тобой,
И поднялись шарики у нас над головой,
Только эти шарики ты рукой не тронь.
Д:-Мыльные пузыри.
Детям раздаются мыльные пузыри, воспитатель негромко включает веселую мелодию.