Елена Мирошниченко
Конспект НООД во второй младшей группе по изучению русской народной культуры «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД во второй младшей группе. Тема «Путешествие в прошлое»
Программное содержание (интеграция образовательных областей) :
Публикация «Конспект НООД во второй младшей группе по изучению русской народной культуры „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Познавательное развитие: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, рушника, лапти, сарафан, игрушки и т. д.) ; закрепить знания о кухонных принадлежностях (ухват, чугунок, самовар) ; закрепить знания о б орудиях труда (серп, пила, топор);воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Речевое развитие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Художественно – эстетическое развитие: формировать интерес к русскому прикладному искусству.
Ход:
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Давным-давно в далекие времена жили-были добрые молодцы — могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема строить. Умели рукодельничать: ткать, прясть, вышивать, отправляемся?
Дети: Да!
Идут в минимузей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.
Стих: Едем мы в автобусе и играем в ладушки.
Едем мы в автобусе на деревню к бабушке.
За окошком речка,в поле васильки,
Кудрявая овечка ходит у реки.
И бежит дорожка прямо в облачка.
Подожди немножко бабушка внучка.
Воспитатель: Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные песни поют.
Издавна на Руси дома строили из дерева. На Руси много лесов, поэтому дерево – самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в бревенчатых домах – избах. В старину говорили не «строить», а «рубить» избу. Дело это не легкое. Народ со всей деревни приходил на помощь соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения. В такой работе родилась пословица: «не взявшись за топор – избы не построишь». Вот почему Русь называли деревянной?
Давайте все вместе повторим пословицу. «Не взявшись за топор – избы не построишь» Как вы думаете что она означает?
А теперь немного поработаем:
Физкультминутка : «Строители»
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Будем жить в нем, в нем.
(вот мы и построили избу)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте отгадать мою загадку:
"Ах, какая старая бабушка!
Вся белая – белая.
На улице лето –
На нее и внимания не обращают.
А зима придет – так и липнут к ней"
Дети: (печь).
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет! (печь)
Правильно, печка, вот она!
Воспитатель: Что вы знаете про русскую печку?
Дети: Возле нее можно погреться (ответы детей).
Воспитатель:С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. Печь – это сердце дома. Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник. Хороший печник пользовался почетом и уважение на деревне.
Печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, пекли хлеб. На печке сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу. На печи люди спали или просто грелись. Для этого делали специальную лежанку. Трещит мороз на дворе, воет ветер, а на печке тепло и уютно.
В старину про печь говорили: «Государыня – печка, печь нам мать родная».
- Ребята, послушайте пословицы о печке.
Мала печка, да тепленька.
У холодной печи не согреешься.
Гости на печь глядят, видно каши хотят.
Что есть в печи – на стол мечи.
- Ребята, знаете ли вы, в чем варили каши да щи в деревне?
К низу узок, верх широк
Не кастрюля… (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и не бился.
- А как их в печь поставить, если горячо, здесь был нужен другой помощник.
Из русской печи кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что его схватил… (ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Посмотрите, как нужно пользоваться ухватом.
- Для ухода за печкой нужна кочерга.
Что кочергой делали? (размешивали угли, сгребали жар).
Про нее говорили: «Кочерга огня не боится».
Воспитатель: А вот, мы что-то забыли. Еще одну загадку отгадайте.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай по шире рот.
Воспитатель: на Руси ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами. Если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. (достает расписную посуду – ложки, тарелку, доску)А вот они какие. Ложки расписные. Расписывают вручную настоящие художники. А какой это вид росписи? (хохломская) а какие виды росписи вы знаете? (Городецкая. Гжель и т. д.)
А еще, ложки можно использовать как музыкальный инструмент, ведь они издают такой чудесный звук (стучит ложками). Давайте попробуем (раздает детям ложки).
Дети играют на ложках.
Воспитатель: Вот, молодцы! А кто хорошо ест тот и хорошо работает, посмотрите на орудия труда. Серпом - убирали пшеницу в поле, пилой -пилили деревья, топором – рубили дрова.
Воспитатель: (Замечает корзинку с клубками ниток) ребята, а для чего эти нитки нужны?
Дети: Чтобы вязать! Ой только клубки все перепутались.
Воспитатель: Помогите их в клубочки смотать. (Дети сматывают клубки)
Динамическая пауза «Смотай клубочек»
Воспитатель: А что можно связать из этих ниток? (ответы детей)
Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки.
Воспитатель: Ещё люди работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Давайте посмотрим сарафаны какие шили, а чем их гладили покажу. Дети рассматривают утюг дровяной. Говорили шутки — прибаутки, водили хороводы. Такие вечера назывались у них посиделками. А еще они делали обереги.
Что такое оберег? Оберег - предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо.
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем оберег. Для начала мы вспомним какие обереги мы знаем и уже делали.
Кукла-закрутка, кукла из ниток, кукла-крупеничка…
Чтобы сделать красивый оберег, нужно потрудиться.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.
Воспитатель: Вы все потрудились молодцы.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в наше время. Ребята, что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей)
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Вот мы и попутешествовали во времени, и это не в последний раз.
Я вам загадаю загадку о предмете старины, а вы подумайте о чем она :
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар)
Когда хорошо поработали, люди устраивали чаепитие с баранками. (накрывается стол, дети с самовара пьют чай).
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?